...Пролистав последние страницы избранных писем, записей из «Таборового зошита», собранных в книге Василя Стуса из серии газеты «День» «Бронебійна публіцистика», еще раз убеждаешься в очень точной оценке Евгения Сверстюка. В предисловии к этой книге он сказал, что «непреходящая ценность слова Стуса» в том, чтобы «открыть глаза на правду и напоминать, что все действительно живое зиждется на правде».
Но я не буду углубляться в идейно- тематические пласты публицистики Василя Стуса или, скажем, произведений других авторов этого публицистического «пятнадцатикнижья» — Пантелеймона Кулиша или Михаила Драгоманова, Вячеслава Липинского или Ивана Лысяка-Рудницкого, Леонтия Юркевича или Уласа Самчука, Олега Ольжича или же Петра Григоренко и др. Радость внутреннего удовлетворения при чтении этих авторов запоминается надолго. Но хочу поразмыслить о том, почему публицистику этих авторов стоит сегодня читать и перечитывать, что это дает современному читателю.
Начнем с того, что нам сегодня «секут сечку» и набивают ею не только головы, но и души. «Секут сечку» полностью русифицированные телеканалы, извергая из «ящиков» сериалы убийств, порнографии, глупого смеха, ошалевших от «славы» звезд — карликов духовных, призывая в то же время денно и нощно потреблять, потреблять и потреблять все без меры и до бесконечности, веселиться-развлекаться до упаду и до смерти. И чем грустнее у нас на душе от того, что видим вокруг, тем более дико выглядит в «ящике» тот просто сатанинский смех-забава.
Такую же «сечку сечет», стараясь не отстать от «ящика», бульварная «желтая пресса» вместе с глянцевыми журналами-жерновами, принявшимися перемалывать все, что еще осталось святого. Выпускают «с конвейера» поп-тексты и треш-тексты модные писаки от литературы с «глубокой философией на мелководье» (по меткому выражению бывшего профессора истории Львовского университета Ярослава Кися).
И кого и что мы в итоге имеем? Взбаламученного от этой «сечки» человека с «разорванным сознанием», заблудившегося в буйных сорняках на культурно- информационном поле, утратившего ценностные ориентиры. Эта трагическая личность часто даже не понимает, зачем ей жизнь и что с ней делать! Разве не в русле вышеупомянутого уже просто страшное количество суицидов, автокатастроф, которые трудно как-то иначе понять или объяснить?!
Но вернемся к нашим авторам-публицистам. Их просто актуально читать и перечитывать, потому что это публицистика прежде всего мировоззренческая. Написаны талантливыми людьми тексты «латают» «разорванное сознание» читателя, возвращают его, дезориентированного и растерянного, в координаты родной истории и настоящей культуры.
Взять хотя бы Пантелеймона Кулиша. Он, как и позже Иван Франко, измерял общественный прогресс также прежде всего человеком, ростом в нем действительно человеческого или, напротив, обмелением, духовным обнищанием вплоть до упадка. Писатель предвидел угрозу превращения одухотворенного человека культуры в одномерного человека-потребителя. Видя абсурдность барской выгоды, полемизируя с его апологетами, он высказался в своем стиле, сдобренном горькой иронией: «И если бы весь мир закипел торгом, то вам и рая Божьего не нужно».
Как в воду смотрел «горячий Кулеш»: таки мир закипел, нет уже, кажется, на белом свете таких святынь, которые бы не покупались и не продавались. Кто в настоящее время слышит по-апостольски промолвленные слова этого нашего крупнейшего европейца: «Дух не погашайте»?! И далее: «Не гасите его сами в себе, тогда никто его не погасит и в нашему народе».
Да, речь идет о душе, о чистоте «сердечных троп». Как в связи с этим не вспомнить мысль чешского мыслителя Яна Паточки: «Забота о душе является тем, что создало Европу».
А что сегодня? Какими лозунгами руководствуется у нас так называемый «успешный» человек? По большей части — девизом иметь и занимать. Иметь — все более и больше всевозможных благ, занимать — «теплые» должности, какое-то выгодное положение, при котором не заставят себя ждать звания и чины... Но давно известно: чтоб «дух не погасить», нужно прежде всего быть — правдивым, добрым, справедливым, милосердным, честным. Нужно быть достойным пред взором самого Бога, потому что, как еще говорил Сковорода, «...истинный человек и Бог есть одно и то же». Быть и духовно становиться кем-то, ставить пред собою богоугодные цели, которые облагораживают человека, зовут к высокому и чистому. Невозможно не заботиться о душе. Опять же, как это у Сковороды? Вспомним: «Для меня нет ничего более важного, чем быть или стать лучше».
Не так давно я беседовал на эту тему с «продвинутым», как у нас говорят, слепо копируя «зады» Московщины, человеком. Так вот, мой визави вполне серьезно заявил, что смысл жизни в том, чтобы создавать для себя как можно больше комфорта. Мировоззренческий блуд разлагает людей! Почти сакраментальное для многих «иметь» может быть в «координатах блуда» целью жизни человека, но его смыслом — никогда! Когда вы будете читать «Листи з хутора» того же Пантелеймона Кулиша, то встретите еще одно его мудрое предостережение не впадать «в тот глупый комфорт, в ту идольскую роскошь, которой нет ни меры, ни удержи, ни насыта...» Поэтому и советовал он не приобщаться к «блестящей кучке людей малодушных, которые знают только восторги неги никчемной и не понимают восторгов великого труда».
Следовательно, эта мировоззренческая публицистика не только побуждает меня (тебя, его) заботиться о душе, но и «латает», как я только что высказался, «разрывы» в нашей исторической памяти, вызванные умалчиванием в советское время из политических соображений целых периодов украинской истории. Действительно, очень интересна с этой точки зрения публицистика Михаила Драгоманова, Олега Ольжича, Уласа Самчука, Ивана Лысяка-Рудницкого, Вячеслава Липинского, Петра Григоренко. Эти авторы расширяют, наполняют мир нашего исторического «Я», побуждают к духовному самоутверждению.