Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Моменты истины» Богодара Которовича

В Киеве презентовали книгу об одном из основателей современной украинской скрипичной школы
24 января, 2013 - 11:55
БОГОДАРА КОТОРОВИЧА МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА НАЗЫВАЛА «УКРАИНСКИМ ПАГАНИНИ»

Автор издания «Педагогічні принципи Б.А. Которовича. Історичний нарис» — бывший ученик, аспирант знаменитого маэстро Александр Спренцис.

Богодар Антонович Которович (1941 — 2009 гг.) — один из основателей современной украинской скрипичной школы. Зачинатель и бессменный художественный руководитель Государственного камерного ансамбля «Киевские солисты». Музыкальная критика называла Которовича «украинским Паганини». Еще студентом, в 1971-м, Богодар завоевал две премии на конкурсах им. Николо Паганини (в Генуе) и им. Дж. Энеску (Бухарест). Позже у Которовича было еще две символические встречи с Паганини: через 20 лет он был членом жюри на Генуэзском конкурсе, а в мае 1999-го, когда маэстро решил поставить точку в своей исполнительской карьере, Богодар Антонович сыграл два аншлаговых бенефиса в Национальной опере на знаменитой скрипке Паганини Cannone работы Гварнери (ее на два вечера доставили в Киев специальным рейсом. Которович был первым не итальянским скрипачом, которому доверили этот инструмент). Маэстро был постоянным членом жюри самых престижных международных конкурсов (ARD в Мюнхене, им. Н.Паганини в Генуе, им. П.Чайковского в Москве, им. К.Нильсена в Оденсе, им. Б.Бриттена в Лондоне и др.). Кроме того, профессор постоянно возглавлял Украинский международный конкурс скрипачей им. Лысенко в Киеве, а в 2004-м стал арт-директором Britten Kyiv Festival. Выпускники класса Которовича создали плеяду ярких музыкантов, продолжающих его традиции в разных странах мира.

— Достойное начало, которое заслуживает благодарности, одобрительной поддержки музыкальной общественности и, конечно же — продолжения этого важного труда, — такими словами начала презентацию первого печатного издания о легенде мирового скрипичного искусства — Богодаре Которовиче — известная пианистка, профессор НМАУ им. П.Чайковского, Евгения БАСАЛАЕВА. — Автор этой небольшой по формату книги — «Педагогічні принципи Б.А. Которовича. Історичний нарис» (Киев, Издательство КіМ, 2012) — Александр Спренцис — бывший ученик, аспирант знаменитого маэстро. Работая на одной кафедре с Которовичем, он много помогал Богодару Антоновичу, был, по сути, его секретарем, пытался уловить и записать каждую ценную мысль своего «звездного» педагога, поймать и зафиксировать эти чрезвычайно важные мгновенные «моменты истины», которые молниеносно рождались у маэстро в его классе во время разучивания скрипичного произведения. Благодаря этой книге читатель сможет приобщиться к загадочному процессу рождения музыкальной материи из «мертвого» графического нотного текста. Я бы сказала, эту книгу можно считать небольшой летописью педагогической деятельности Богодара Которовича. Она родилась в уникальной атмосфере своеобразных мастер-классов Богодара Антоновича, на которых мог присутствовать каждый желающий.

— Чем же, на ваш взгляд, особенно ценно это издание для студентов, которые решились овладеть чрезвычайно сложным искусством скрипичной игры?

— Думаю, не будет преувеличением считать появление этого издания действительно знаковым событием в целом для всей музыкальной жизни Украины. В то же время — это первый сборник материалов, который аккумулирует в себе базовые принципы педагогической деятельности Богодара Которовича. Здесь собраны действительно бесценные (особенно для начинающих скрипачей) предписания, методические советы, пожелания, приведены многочисленные конкретные фрагменты скрипичных произведений с нотными примерами, которые станут для многих исполнителей взлелеянной в мечтах путеводной звездой в творческом процессе создания совершенной музыкальной интерпретации.

— Книга адресована в первую очередь скрипачам-профессионалам, студентам и педагогам, может ли она заинтересовать более широкий круг читателей?

— Согласитесь, далеко не всегда выдающийся исполнитель чувствует в себе педагогическое призвание. Именно Богодар Антонович — легенда скрипичного исполнительского мастерства виртуоз мирового масштаба — стал одновременно и выдающимся педагогом. Собственно, он еще при жизни обрел славу одного из основателей национальной скрипичной школы, воспитал более 100 учеников и в настоящее время многие из них — лауреаты международных престижных конкурсов — представляют его школу далеко за пределами Украины. Не будем забывать, что сам Богодар Антонович получил блестящее образование, учась в Московской консерватории как студент и аспирант в классе знаменитого педагога Янкелевича, который сам был (через своего педагога Налбандяна) носителем и подвижником основополагающих принципов исполнительской школы знаменитого петербуржца Леопольда Ауэра. Известно, что Ауэр приехал в Петербург по приглашению самого Рубинштейна и смог стать мировым брендом, получив имидж «мирового педагога» (наподобие признанного звания Паганини как «абсолютного скрипача»). Чрезвычайно интересны в этом издании интервью с маэстро, из которых читатель узнает о художественных вкусах музыканта, его приоритетах, всесторонней музыкальной эрудиции и тому подобное. Интересную и ценную информацию содержат списки студентов и аспирантов Богодара Антоновича, перечень его фондовых записей, публикаций о нем .

Богодар Антонович обладал тем, что принято называть харизмой. Он не просто учил студента, он сразу пытался воспитывать артиста, давал возможность ученику быть самостоятельным, развивать свою индивидуальность

— Работая еще со студенческих лет в классе Которовича, вы как пианистка имели уникальный шанс: с одной стороны, получить опыт концертных выступлений в дуэте с исполнителем такого масштаба, а с другой — наблюдать изнутри музыкально-учебный процесс, где Богодар Антонович раскрывался всесторонне, в первую очередь как мудрый наставник. Какие, на ваш взгляд, качества Которовича-педагога, были наиболее убедительными?

— Знаете, Богодар Антонович обладал тем, что принято называть харизмой. Он не просто учил студента, он сразу пытался воспитывать артиста, давал возможность ученику быть самостоятельным, развивать свою индивидуальность. Он всегда настолько деликатно подводил ученика к желаемой версии музыкальной интерпретации скрипичного опуса, что тому никогда и в голову не приходило, что это, собственно, был не его выбор, а его наставника. Запомнились, например, его рекомендации относительно исполнения стремительных пассажей. Педагог убеждал, что пассажи нужно играть не просто быстро пробегая нотки, а всегда исполнять их исключительно художественно, театрально, зрелищно. Вспоминаю, когда мы вместе с Богодаром Антоновичем (по приглашению известного музыканта Иегуди Менухина) приехали в Австралию преподавать в Сиднейской консерватории. В класс Которовича поступил очень талантливый китаец-автралиец Джи Ми Ма. Как-то он принес на урок известную скрипичную пьесу и несколько раз проиграл ее; в одном и том же месте он бралневерную ноту. Педагог деликатно поинтересовался, почему тот фальшивил. На что ученик заявил, что, мол, именно такую ноту играет в записи знаменитый виртуоз Яша Хейфец! В ответ Богодар Антонович спросил ученика: «Скажи, пожалуйста, чего ты больше всего желал бы: со временем стать большим Джи Ми Ма или навсегда остаться маленьким Яшей Хейфецом»? С ответом ученик не замешкался: «Конечно, большим Джи Ми Ма!»

— Возвращаясь к книге Спренциса, хотелось бы узнать о возможных проектах будущих изданий о Которовиче?

— Эта первая, очень удачная «ласточка» не может, конечно, вместить все богатство информации, связанное с «эпохой Богодара Которовича» в мировом исполнительском искусстве и в его педагогической деятельности, и, в конечном итоге, в его дирижерской практике, в частности работе с ансамблем «Киевские солисты». Поэтому мы с нетерпением будем ждать выхода в свет следующей, второй книги Александра Спренциса, которую он обещал вскоре презентовать широкой общественности. Кроме того, я и сама работаю над огромным архивом, который оставил Богодар Антонович. Он бесценен для отечественной культуры, и в то же время — это кропотливый труд не на один год. Надеюсь, что результаты моего изучения этих материалов выльются в фундаментальное исследование, посвященное выдающейся личности Которовича и его роли в обогащении мировой музыкальной культуры.

— Богодар Которович как лауреат Международного конкурса «Премия Паганини» (1971 г.) и по сей день остается единственным украинцем, который удостоился чести играть на «вдове Паганини», или, как ее еще называл сам маэстро Паганини, благодаря чрезвычайно мощному звучанию — il cannone — «пушке», скрипке великого генуэзца. Исключительная международная культурная акция состоялась, как известно, в 1999 году в Киеве, куда под залог в четыре миллиона долларов был доставлен раритетный инструмент. Однако в то же время это кульминационное событие в исполнительской карьере самого Богодара Антоновича непостижимым образом вскоре обернулось ее завершением...

— На самом деле, даже сам маэстро видел в этом какое-то мистическое влияние бывшего владельца скрипки. Во время этого знаменательного выступления на сцене, играя на раритетной скрипке Паганини, Которовичу стало казаться, что за его спиной будто разыгрывается его двойник. Вскоре музыкант дважды попадал в больницу, и, в конечном итоге, онемение нескольких суставов на пальцах заставило его навсегда отказаться от сольных концертов. Такую высокую цену заплатил маэстро за попытку сыграть на скрипке великого Паганини...

В завершение хочу сказать: знакомство читателя с удивительной личностью — Богодаром Которовичем — началось удачно, но самые важные открытия — еще впереди.

Фото из архива «Дня»

Наталья СЕМЕНЕНКО, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ