Формат любительского киномарафона становится все более популярным в Херсоне. Двигателем «забегов» с видеокамерами в поисках оригинальных сюжетов в последнее время стала арт-группа «Режиссер.орг». В прошлом году активисты этого объединения организовали два проекта под названием «Кино за 48 часов», которые заинтересовали херсонских любителей и «родили» несколько интересных короткометражек. В новом году «Режиссер.орг» решила сменить формат марафона с художественного на документальный. Так родилась идея проекта «Херсон-Документ», который стартовал 19 января. По словам руководителя арт-группы Леонида Ежурова, опыт предыдущих съемок засвидетельствовал необходимость просветительской части для молодых режиссеров и операторов, потому в этот раз решили провести мастер-классы по поиску информации, сюжетов, тем для фильмов и пригласили для этого людей, которые снимают кино не первый день.
«Мы решили избрать документальный жанр, чтобы создать новые фильмы о Херсоне, — рассказал «Дню» Леонид. — Такие ленты, конечно, есть, но их очень мало. Людям нужна интересная информация о нашем городе и его людях. Сейчас существует большое стремление развитой молодежи в столицу, некая киевоцентричность. Как только кто-то чувствует, что «перерос» Херсон в своем деле — сразу хочет достигать новых вершин в Киеве. Кто-то гонится за деньгами, кто-то — за признанием, а кому-то хочется быть частью роскошной столичной жизни, которую нам показывают с телеэкранов. А что показывают о Херсоне? Что мы знаем о его интересных жителях, о которых не снимают сюжеты? В своих фильмах мы предлагаем авторам показать, что в Херсоне тоже можно быть социально активным, реализовывать собственные проекты и не терять местный интеллектуальный ресурс, выезжая в крупные города». По словам Леонида, интерес к киномарафону проявило даже больше людей, чем ожидалось. Зарегистрировалось 23 участника, но до финиша могут дойти не все, ведь съемки — процесс непростой и творческий, поэтому не у всех может хватить энтузиазма. На создание фильма у кинолюбителей есть три недели. А 17 февраля планируется финальный показ и определение победителей.
На приглашение «Режиссер.орг» провести мастер-классы по съемкам откликнулся режиссер из Херсона, член отборочной комиссии Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA Роман Бондарчук. «День» поговорил с Романом о современном украинском документальном кино.
— Мы живем в интересное время и в интересной стране. Если, например, в Дании или Голландии, где развито документальное кино, на одну тему претендуют от пяти до десяти хороших режиссеров, то в Украине условно на 100 тем есть один-два режиссера, — говорит Роман Бондарчук. — Однако у нас нет индустрии, которая могла бы финансировать производство этих фильмов. Популярные телеканалы редко их показывают, большие кинотеатры тоже в этом не заинтересованы. Государственная поддержка сегодня не прозрачна и не продумана. Впрочем, и в таком случае нельзя опускать руки. Современные технологии становятся все более доступными, и даже на мобильный телефон иногда можно снять что-то особенное. Если есть желание, то нужно делать: искать поддержку в общественных организациях, выигрывать международные гранты, быть соучастником разных проектов. О нас мало знают за рубежом, потому что из Украины поступает мало культурных продуктов. Но мир хочет знать о нас больше. На международных кинофорумах я заметил одобрительную реакцию на присутствие украинского кино среди участников. Это тоже может быть дополнительным стимулом для наших режиссеров из любого города. Важно только, чтобы продукт, который мы будем представлять, был высокого уровня. Во время отборов фильмов в рамках Docudays UA мы видим рост качества украинского кино. Если лет пять назад трудно было поставить в один ряд наши документальные ленты с иностранными, то сегодня это можно делать смело. Думаю, что Docudays UA не в последнюю очередь способствовал тому, что в Украине начали снимать больше хорошего кино. Появляются также альманахи, социальные проекты, которые анализируют процессы в стране, показывают интересных личностей именно на языке документальных фильмов. Поэтому я вижу позитивные процессы, несмотря на отсутствие достаточных финансовых возможностей.
— Насколько Херсон может быть интересен для документалиста?
— Молодому кинематографисту всегда кажется, что в поиске интересных тем нужно ехать куда глаза глядят или спускаться на дно океана. На самом деле, если внимательно смотреть, то в самых простых вещах можно увидеть фильмы. И Херсон здесь не исключение.
— О чем бы вы снимали, если бы были участником киномарафона?
— Недавно открыл одну из местных газет и прочитал короткую заметку о людях, пришедших в пункт обогрева. Я, например, не знал, что такой действует в Херсоне, потому вот первое, что сейчас пришло в голову, могло бы стать сюжетом, рассказом о таких пунктах и их посетителях. Важно брать локальные, присущие именно этому городу темы. Среди заявок участников я прочитал предложение снять фильм о баркаснике — типично херсонская «профессия». Человек, который перевозит жителей города на дачи по Днепру. Мы все слышали о них, но не обращали внимания. Поэтому на примере того же баркасника можно снять документальную ленту о жизни над Днепром. Надеюсь, что наши молодые авторы найдут в Херсоне интересных людей, места и эпизоды из жизни города, о которых стоит снимать фильмы.