Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «физиках» и «лириках»

Виктор ПУШКИН: «Дать определенную сумму знаний — дело, в конце концов, не такое уж сложное. Воспитать человека порядочного, морального, критически мыслящего — намного сложнее, и тем важнее для общества»
25 января, 2013 - 12:06

«День» и Национальный горный университет связывает давняя дружба. Не единожды в стенах этого вуза проходили презентации книг из «Библиотеки «Дня», Фотовыставки, читательские конференции, встречи со студентами и преподавателями. Кроме того, происходил постоянный творческий обмен идеями и опытом — по приглашению днепропетровцев «День» приезжал со своей интеллектуальной командой, в которую входил и Острожский клуб свободного интеллектуального общения молодежи, созданный по инициативе главного редактора нашей газеты Ларисы Ившиной. Также в Горном университете выступали во время акций «Дня» и весьма уважаемые друзья издания, в частности и ныне покойный Сергей Борисович Крымский. Но происходили и ответные «визиты» — в русле «внутриукраинской интеграции» по инициативе Ларисы Ившиной студенты и преподаватели Национального горного университета принимали участие в Днях науки в Национальном университете «Острожская академия». Среди них — и наш давний друг, профессор НГУ Виктор ПУШКИН, которому на днях исполняется 75 лет. «День» встретился с Виктором Ефимовичем, чтобы поздравить со столь почтенной датой и обсудить актуальные проблемы высшего образования, место гуманитарных наук в подготовке инженеров, а также узнать о планах ученого на будущее.

Перед украинской высшей школой стоят большие и сложные задачи. Вы в течение длительного времени занимаетесь вопросами гуманитарного образования. Какие основные проблемы могли бы выделить?

— Тут есть общегосударственная и общенациональная проблема. Это — атмосфера, в которой существует государство и которая существует в стране, а также политика, касающаяся образования. Не будем говорить об общеизвестных и ставших банальными вещах. О том, что любое государство, когда становится на ноги и для выхода из кризисной ситуации, оно начинает с формирования главного из капиталов — человеческого. Вкладывая деньги в образование, в науку, получают огромный прорыв и достижение поставленной цели — создание авторитетного, сильного и стабильного государства, в котором комфортно жить его гражданам. Мы много спорим, дискутируем о том, что такое национальная идея, какой она должна быть. Для меня национальная идея — это построение самодостаточного государства. В котором каждый человек может содержать свою семью, реализовать себя, свои планы и спокойно думать о завтрашнем дне. В основе реализации такой национальной идеи находятся все-таки образование и наука.

Ключевая проблема состоит в том, что у нас отношение к образованию и науке по остаточному принципу. Это касается не только сферы финансирования. Тем не менее, стоит отметить, что из 16 видов экономической деятельности заработная плата в высшей школе находится на 14-м месте. Это о многом говорит.

Высшая школа не существует сама по себе. Она в полной мере испытывает на себе то, что происходит в обществе. Но если говорить непосредственно о высшей школе, хотя можно было бы затронуть и всю систему образования, то представляется, что ключевой проблемой является потеря ориентиров. Чем должна заниматься высшая школа, что она должна делать, кого готовить? Эти вопросы можно еще долго перечислять.

Мне кажется, что высшая школа призвана воспитывать интеллектуалов, образованных, думающих, моральных и нравственных. Таких интеллектуалов, которые будут думать не столько о своих корпоративных интересах, с чем мы сталкиваемся сегодня, сколько о проблемах государства и общества. Высшая школа должна быть центром духовности, генерировать идеи.

Дать определенную сумму знаний — дело, в конце концов, не такое уже и сложное. Воспитать человека порядочного, морального, критически мыслящего — намного сложнее и тем важнее для общества. Будут у нас такие выпускники — тогда будут хорошие врачи, инженеры, юристы, учителя и менеджеры. Вот это должно быть основным ориентиром. В этом я вижу основную задачу высшего образования.

Вы работаете в техническом вузе, который готовит специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Существует такая точка зрения, что будущих инженеров следует учить техническим наукам и не отвлекать на гуманитарные проблемы.

— В газете «День» я прочитал броскую фразу, что без знания античной философии нельзя изобрести или построить «Мерседес». Понятно, что это образное выражение. Тем не менее, человек должен научиться не просто думать. Ему необходимо овладеть методами поиска и извлечения информации из прочитанного, накопления ее и творческого применения.

Великий изобретатель Томас Эдисон принимал на работу в свою лабораторию, а потом институт, только после личной беседы с кандидатом. А беседе предшествовало заполнение довольно длинной анкеты. В ней наряду с техническими вопросами были и из сферы общих знаний. Кстати, знаменитый физик Никола Тесла отмечал, что заполнение анкеты потребовало от него серьезных усилий. Устраиваться на работу пришли два выпускника престижного университета. После заполнения анкет Эдисон провел с ними беседу. Первый тут же ответил на поставленный вопрос, второй же предложил поискать ответ в авторитетном журнале, при этом высказал свою точку зрения. Эдисон принял на работу второго и только за способность искать информацию, а не догматически подходить к проблеме.

Или еще пример. Инженеры изучают алгебру логики. Эта дисциплина учит соответствующему строю мыслей, упорядочивает мыслительный процесс, дает в руки инженера математический аппарат, необходимый для анализа и синтеза сложных технических устройств.

Но это логика формальная. В нашей жизни все гораздо сложнее и не всегда подчиняется теоремам математической логики и принципу, например tertium non datur — третьего не дано. Очень часто принцип исключения третьего не действует, так как количество воздействующих факторов гораздо больше, и они разнонаправлены. Найти решение такой задачи очень непросто. Нужно уметь выйти за рамки формальной логики и привлечь знания из основополагающих дисциплин, например философии. Известно, что так называемый кризис классической физики в начале прошлого века носил не столько физический и математический характер, сколько философский. Великая заслуга Альберта Эйнштейна состоит не только в том, что он, как сам говорил, усомнился в принципах, вывел формулы и сформулировал постулаты новой физики, а в построении других философских основ физики. Без этого так называемая точная наука не могла выйти из кризиса.

Великие ученые и инженеры были всесторонне образованными людьми, а не замкнувшиеся в своей специальности так называемые узкие специалисты. Гуманитарное образование дает вот эту широту, базу для серьезного образования.

Вторая и не менее важная часть воспитания и образования — духовность, высокие моральные качества. Если человек не знает истории своей страны, своей семьи, будет ли он любить свою родину, станет ли патриотом? Нет, конечно. Если он занимается техническими проблемами, но не знает проблем экологии, принесет ли его деятельность пользу окружающей среде?

А если обдумать, то следует учитывать и социальные проблемы. В них нужно досконально разбираться в союзе с эклогами и социологами. Когда тот или иной специалист разрабатывает перспективы развития отрасли, он должен знать мировые процессы, так как мы живем не изолированно и зависим от окружающего мира. Он должен разбираться и в политике. Мы приходим опять к тому, что он должен быть всесторонне образованным человеком.

Если мы говорим о гуманитарном образовании, то в основе его лежит гуманизм. Это уважение к людям, умение выслушать оппонента, способность находить компромисс в общих интересах. А это и искусство коммуникаций, общения, которое обязательно должно быть принадлежностью образованного и культурного человека. Посмотрите, в каком обозленном мире мы сегодня живем. Это агрессия, люди не слушают друг друга. Те, кого мы относим к политической элите, не умеют элементарно себя вести.

Нужно воспитывать уважение к человеческой личности, ее суверенности. В этом я вижу задачу гуманитарного образования.

И как реализуется эта задача?

— К сожалению, идет вытеснение гуманитарной составляющей из вузов. Особенно остро стоит эта проблема в технических университетах. В какой-то мере это коснулось и Национального горного университета. При этом должен сказать, что у нас все это несколько сглаживается действиями конкретных людей и, в первую очередь, ректора. Геннадий Пивняк прекрасно понимает необходимость гуманитарного образования для инженеров. Он сам хорошо знает музыку, часто бывает в театрах. Он крупный инженер, крупный ученый, но при этом по духу своему — гуманитарий.

В Национальном горном университете вы возглавляете Институт гуманитарных проблем. Каковы основные направления деятельности института?

— Мы много работаем над различными образовательными проектами, связанными с совершенствованием системы образования. Это одна из основных задач института. У нас часто критикуют молодежь, но так было всегда. Еще в папирусах Древнего Египта жрецы жаловались на современных молодых людей.

Второе направление — международные связи и сотрудничество с иностранными университетами. Мы изучаем их опыт и деятельность. Это проведение совместных научных конференций и реализация целого ряда общих проектов.

Третье направление — использование технических средств обучения для интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности. В частности, широкое внедрение электронных средств обучения.

Четвертое и весьма важное направление, хоть мне и не нравится этот термин, — воспитательная работа. Это попытка без навязывания своей точки зрения воздействовать на культурный уровень нынешнего студента, будущего специалиста. На что нужно ориентироваться в этой жизни.

У нас уже больше 10 лет функционирует Центр культуры украинского языка им Олеся Гончара. Ежегодно мы проводим в центре конференции, гончаривские чтения, встречи с выдающимися общественными деятелями, писателями. У нас побывали Дмитро Павлычко, Иван Драч, Юрий Щербак, Борис Олийнык, Сергей Крымский, Александр Реент. Это уже постоянная и традиционная часть деятельности Центра.

Еще один проект — «Открытая трибуна». У нас дискутировали со студентами Иван Курас, Петр Тронько, Петр Толочко. Я могу долго перечислять знаменитых украинских ученых, которые побывали у нас.

Мы работаем над совместными проектами с Институтом истории Национальной академии наук и Институтом им. Кураса. Очень активно сотрудничают с нами известные историки Юрий Шаповал и Станислав Кульчицкий. Контакты наших студентов с такими выдающимися личностями оказывают на молодых людей большое влияние. И не надо призывать, тем более заставлять, изучать и знать украинский язык. Само общение с такими людьми — мощный стимул знать государственный язык, украинскую историю и культуру. Могу сказать, что наш центр делает в этом отношении гораздо больше, чем многие другие организации, получающие государственное финансирование с практически нулевым результатом. Надо не призывать и не заставлять, а приходить в аудитории, встречаться со студентами. И результаты не замедлят.

Вот сейчас мы готовим встречу, посвященную Василю Стусу. Важность ее трудно переоценить.

Виктор Ефимович, вы из военной семьи. Корпус под командованием вашего отца освобождал Днепропетровск. Недалеко от Национального горного университета ему установлен памятник. Вам никогда не хотелось стать военным?

— Хотелось.

И как же вы стали историком?

— Я учился несколько лет в Киевском суворовском училище, ныне Лицей им. Ивана Богуна. Я родился в Киеве, где и прошло мое детство. Так случилось, что я попал в госпиталь, более года болел. И по состоянию здоровья вынужден был закончить среднее образование в гражданской школе. Потом поступил на юридический факультет Московского университета. Стал юристом. В качестве юриста я себя реализовать не смог и начал работать в комсомоле. После восьми лет работы в нем я перешел на преподавательскую работу в тогда Горный институт, где и работаю уже 45 лет.

Стал заниматься историей и в аспирантуру поступил уже как историк. Хотя я сохраняю интерес к проблемам конституционного права. Занимался политической историей, но теперь полностью переключился на политологию. Чтобы стать хорошим политологом, нужно знать и право, и историю. Меня всегда интересовали проблемы развития государства и общества, для чего юридические и исторические знания просто необходимы.

И каковы планы на будущее?

— В моем возрасте дальним планированием заниматься не приходится. Пока есть силы и возможности, хочется еще работать. Самое главное — быть полезным людям, обществу.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ