Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Энеида» — как история успеха простого украинца

В Херсонской афише появился самый дорогой за последние 20 лет масштабный спектакль
30 января, 2013 - 10:42
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

Свою «Энеиду» зритель ждал давно. Собственно, директор Херсонского областного академического музыкально-драматического театр им. Николая Кулиша Александр Книга не скрывает того, что режиссер Сергей Павлюк обращался к нему с просьбой поставить этот спектакль еще три года назад. Впрочем, руководство театра медлило с постановкой, потому что не имело средств (а делать из классического произведения «проходной» спектакль желания не было). И вот научившись зарабатывать деньги, в Херсоне поставили самый масштабный и дорогой спектакль за годы независимости Украины. «Энеида» обошлась театру в более чем 250 тысяч гривен! Авторы считают эту постановку знаковой, способной развлекать и одновременно воспитывать украинцев сознательными гражданами.

— Путешествуя по миру и оценивая уровень европейских театров, ознакомившись с репертуаром заграничных театров, которые приезжают в Херсон на Международный фестиваль «Мельпомена Таврии», я пришел к выводу, что Украина сегодня интересна миру, прежде всего, своей национальной идентичностью. У нас прекрасная культура, история, немало уникальных традиций — и театр должен брать это на вооружение, — рассказал «Дню» директор театра Александр КНИГА. — Потому в Херсоне 2013-й мы объявили «Годом украинского театра». Начинаем спектаклем «Энеида», с помощью которого, в сущности, Иван Котляревский свыше 200 лет назад показал миру украинский колорит и культуру. Теперь ищем еще хорошие сценарии, в частности, детскую сказку, также обязательно сделаем следующий новогодний спектакль «Ночь перед Рождеством» на национальном материале».

СЕРЬЕЗНОЕ ЗРЕЛИЩЕ В ФОРМАТЕ ЛЕГКОГО ШОУ

Херсонский театр далеко не первопроходец в постановке «Энеиды». По мотивам произведения Ивана Котляревского спектакли уже ставили театры Киева, Полтавы, Донецка, Николаева и других городов. Своеобразным образцом того, как нужно инсценировать произведение Котляревского, считают «Энеиду» от режиссера Сергея Данченко, которую он поставил в 1986 году в Киевском театре имени Ивана Франко, пригласив на главную роль Энея Анатолия Хостикоева, а слова от автора читал Богдан Ступка. Также оригинальные постановки этого произведения предложили зрителям Полтавский областной украинский музыкально-драматический театр им. Гоголя (режиссер Юрий Кочевенко) и Донецкий украинский музыкально-драматический театр (режиссер Виктор Шулаков). Кстати, последний спектакль в 2002 году стал лауреатом Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Впрочем, сколько бы театров не ставили эту классику, а каждый режиссер — оригинальный интерпретатор, поэтому имеет право на инсценировку произведения согласно собственному видению. Как результат, «Энеида» по-херсонски вышла яркой и уже нашла своего зрителя и взыскательного критика.

Для режиссера Сергея Павлюка это не первая работа на национальном материале. В его спектаклях «Страшная месть», «Вий», «Наталка Полтавка» прослеживается формирование авторского художественного стиля, который в «Энеиде» в некоторой степени достиг апогея. Уже в начале спектакля режиссер предлагает зрителям почувствовать преемственность истории и связь поколений, начиная «Энеиду» песней Григория Сковороды «Всякому городу нрав и права». С первых минут публика настравивается на серьезное зрелище, но в формате легкого и яркого шоу. Текст автора читает Казак Мамай. Вообще, по режиссерскому замыслу, Мамай — как символ украинского казачества — с бандурой в руках пересказывает современникам древнюю легенду об одном из своих побратимов — казаке Энее. В сущности, это «Энеида» не Котляревского, а Мамая — со своими акцентами, упрощенным (будто в предании) сюжетом и адаптированным текстом.

Сделать из классики современный спектакль, прежде всего, интересный молодежи, Павлюку удалось, благодаря тому, что он объединил в «Энеиде» лучших артистов херсонской труппы        — Энея сыграл Александр Мельник, Казака Мамая — Сергей Кияшко, Анхиза — Анатолий Толок, Юнону — Ружена Рублева.

Прекрасные декорации, колоритный украинский костюм, необычная хореография и захватывающие сцены битвы казаков (в творческом переосмыслении Павлюка), в частности, через насыщение художественными деталями и упрощение оригинального текста, делают действо модерной захватывающей сказкой. И как каждая хорошая сказка, «Энеида» несет глубокий подтекст.

— Политику в спектакле обойти не удалось. Она была заложена самим Иваном Котляревским. Прошло свыше двухсот лет со времен написания «Энеиды», а она до сих пор актуальна — бюрократия, взяточничество, безответственность — все это проявляется в спектакле. Я ничего не выдумывал, — рассказал «Дню» Сергей ПАВЛЮК. — Вообще по жизни я — аполитичный человек. Но говоря о принятом «языковом законе» — главном политическом решении в прошлом году — я понимаю, что это бессмыслица! Политики, которые говорят о притеснениях русского языка в стране, часто ссылаются на Херсон, Донецк или Одессу как стопроцентно пророссийские регионы, а мы в Херсоне берем и ставим полностью проукраинский спектакль. Это — вызов! Но вызов не только непутевым политикам, а, прежде всего, самим себе и людям, которые нас окружают. Этим спектаклем мы апеллируем к украинскому украинцу. Мы словно говорим: если ты живешь в этой стране, то должен уважать традиции, язык, культуру. Конечно, говорить, что Херсонский театр что-то изменит этим спектаклем в Украине, не приходится. Но факт остается фактом — у нас вышел украинский театральный «продукт». Он создан в Херсоне — украинским режиссером и актерами, на украинском «национальном материале». И, как видим уже из премьерных показов, он интересен украинскому зрителю.

ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ИМИ СТАНОВЯТСЯ!

По словам исполнителя главной роли артиста Александра Мельника, творческий коллектив пытался спектаклем дать понять зрителю, что мы, украинцы, не ценим свою историю, культуру, родословную; стесняемся того, чем должны гордиться.

— Наш спектакль — словно своеобразная история успеха простого украинца. Такие примеры успехов сегодня очень нужны. Судите сами: пока боксер Александр Усик не победил на Олимпиаде и кое-как не сплясал гопак — не было моды на оселедец на голове. Как только он победил — молодежь сразу поняла, что это наш колорит, наша национальная фишка и этого не нужно стесняться; напротив — мы этим интересны друг другу и миру, — рассказал Александр МЕЛЬНИК. — Режиссер не стал делать из Энея главного героя в классическом понимании. На первый взгляд перед зрителем появляется простой украинец, который вместе с побратимами блуждает по мирам в поисках лучшей судьбы. Создается впечатление, что за него вообще все решают боги с Олимпа и обстоятельства. Но качественно среди других современников Энея выделяет то, что в самый ответственный момент он способен на поступок. Мы показываем зрителю, что героями не рождаются, ими становятся! Почему «Эней» у нас побеждает? Не потому, что он сильный, отважный, ловкий. А потому, что появляется его отец, который объясняет как правильно жить. Ощущается связь поколений. Отец ему говорит: сын, ты же украинец, должен помнить свои корни и уважать культуру. Эней побеждает лишь потому, что готов слушать и слышать своего отца. Кстати, играть Энея очень трудно. Сложность роли заключается в том, что за словами текста спрятаться нельзя. Нужно играть сердцем и душой. У меня, как у главного героя, текст, в сущности, лишь в конце спектакля. Эмоциями, жестами, поведением я показываю зрителям со сцены, что в действительности переживаю в себе, насколько это для меня важно.

Директор театра Александр Книга признается, что получив высокую оценку спектакля от херсонских зрителей, планирует повезти «Энеиду» на гастроли по всей Украине, в частности в Полтаву, Кировоград и Киев.

...В Херсонском театре существует поверье: если директор на сдаче плачет— спектакль удался. На премьере «Энеиды» Александр Книга таки не сдержал своих эмоций и расчувствовался. Херсонские служители Мельпомены верят, что это хороший знак.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Алексей БЕЗГИН, профессор, ректор Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого:

— В целом премьера состоялась. Хотя есть определенные замечания. По моему мнению, немного медленный темпоритм спектакля, он несколько затянут, но, думаю, со временем все должно стать на свои места. Есть интересные актерские работы (встреча с ведьмой, перед тем как идти в ад), режиссерские находки — Сергей Павлюк однозначно является способным режиссером. Во время просмотра я сделал для себя определенные сравнения этой постановки с прекрасным спектаклем «Энеида» франковцев (выдающегося режиссера Сергея Данченко), которая много лет была визитной карточкой украинского театра. Я думаю, что эти спектакли в чем-то перекликаются, в частности, картины сценического боя казаков. Есть определенные находки и в художественном решении спектакля. В целом, он уже нашел своего благодарного зрителя.

Алла ПОДЛУЖНАЯ, театральный критик:

— Произведение Ивана Котляревского «Энеида» — образец украинской народной мудрости. Поэтому понятно, что каждый профессиональный театр хочет его иметь в своем репертуаре. Сергей Павлюк, который поставил свою «Энеиду», по моему мнению, входит в пятерку лучших молодых украинских режиссеров. Внимательно посмотрев спектакль, понимаю, что с помощью чрезвычайно интересных режиссерских решений и образных метафор ему удалось воплотить свой творческий замысел, дав «Энеиде» новое дыхание, сделав его чрезвычайно интересным, самобытным спектаклем. Здесь на суд зрителей предстает, в сущности, художественное воплощение образа современной Украины. Многие сравнивают этот спектакль Херсонского театра с «Энеидой» режиссера Сергея Данченко, которая стала уже театральной легендой. В этом сравнении «Энеида» Данченко была отражением периода надежд украинского народа на свою независимость. В том спектакле актеры показали героическую Украину. Нынешняя «Энеида» Павлюка — художественный результат двадцати лет независимости нашей страны.

Вячеслав БЕЛЫЙ, первый заместитель председателя Херсонской областной государственной администрации:

— Меня очаровала «Энеида». Уже с первых сцен в воображении начали всплывать детские воспоминания: как бегали маленькими в театр, как в школе вдумчиво вчитывались в «Энеиду» Ивана Котляревского. Кстати, отрывки из этого произведения, которое школьником учил наизусть, до сих пор знаю. Этот спектакль вызывает позитивные ассоциации, заставляет задуматься о своих корнях.

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ