Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Возможен ли общий язык между властью и оппозицией?

28 февраля, 2013 - 12:02
ВИКТОР ЧУМАК
ОЛЕГ ЗАРУБИНСКИЙ

О дальнейших шагах в евроинтеграционном направлении и консолидации усилий большинства и меньшинства «День» беседует с депутатами от фракции Партии регионов Олегом ЗАРУБИНСКИМ и партии «УДАР» Виктором ЧУМАКОМ.

Виктор ЧУМАК:

«Если будут подаваться проекты законов, способствующие продвижению Украины на европейском пути, «УДАР» их поддержит»

Конфликт оппозиции и власти является несколько каноническим. Можно ли его как-то преодолеть?

— Как можно преодолеть конфликт двух полярных мыслей? Оппозиция для того и существуют, чтобы власть не дремала. Она исполняет роль «сторожевого пса» в любом демократическом обществе. Отсутствие конфликта между властью и оппозицией свидетельствует о том, что в обществе нет демократии.

Речь, в действительности, идет о стратегических для страны вопросах. Возможно, стоит все-таки договариваться, а не прибегать к резким формам противостояния?

— Если бы не было резкой, антинародной политики, не было бы таких форм сопротивления. Однако если правительство проводит подобную политику, которая ведет к сплошному «улучшению» жизни всех граждан Украины, — государственная статистика показывает, что никаких сдвигов в позитивном направлении в жизни граждан и государственной политике нет — какой может быть форма противодействия?

Объединение усилий по основополагающим вопросам является важным для страны. Ярким примером стало совместное заявление власти и оппозиции о евроинтеграции. Какими будут дальнейшие шаги в этом направлении?

— Этот вопрос действительно объединил власть и оппозицию. Если будут подаваться проекты законов, концепции, которые будут продвигать Украину на европейском пути и отвечать ценностям, на которых основываются оппозиционные партии, в том числе «УДАР», мы их поддержим.

Наработаны ли уже какие-то проекты?

— Я пока еще их не видел. Представители правительства говорили, что имеют немало наработок и уже готовы их подавать на рассмотрение парламента.

Ваша оценка результатов саммита Украина—ЕС?

— Я оцениваю результаты саммита крайне прагматично. Европа в который раз сказала, что мяч на поле Украины. Если мы хотим в Европу — должны сделать свое домашнее задание.

Олег ЗАРУБИНСКИЙ:

«Саммит важен и в символическом, и в практическом плане»

После жесткой конфронтации с властью, оппозиция все же приняла участие в расширенном заседании правительства. Господин Олег, можно ли считать это шагом к диалогу с их стороны?

— Любое сотрудничество лучше конфронтации. Сегодня стоит объединять усилия большинства и меньшинства в парламенте. К тому же, есть основные направления, вокруг которых нужно консолидировать эти усилия. Саммит в Брюсселе только подтвердил это: стране нужны реформирование, модернизация. Ключевым вопросом для парламентариев должна стать реализация общегосударственной программы адаптации украинского законодательства к законодательству Европейского Союза, которая была принята еще в марте 2004 г. Именно на ее основе можно работать совместно и конструктивно.

Какими будут дальнейшие шаги для воплощения этой программы?

— Она уже реализуется, многие нормы европейского законодательства имплементированы в Украине. В частности, за последние 2—3 года принят ряд соответствующих законов: либеральные законы о доступе к публичной информации и об объединении граждан, новый закон об адвокатуре, КПК, который может изменить философию взаимоотношений между гражданином и государством, и т. п.

Как вы оцениваете результаты саммита Украина—ЕС?

— Саммит, безусловно, важен. Часто политики дают субъективные оценки, которые определяет внутриполитическая борьба. Однако мы имеем позитивные отзывы со стороны еврочиновников: Фюле, Барозу, Ван Ромпея. Вероятно, они близки к истине. По моему мнению, саммит важен и в символическом, и в практическом плане. В символическом, потому что засвидетельствовал, что Европа имеет серьезный интерес к Украине. В первую очередь, это — прагматичные цели, все остальное — вещи дипломатического, идеолого-политического характера. Во-первых, Украину рассматривают как очень важный и потенциально крупный рынок для сбыта продукции Евросоюза, который находится в состоянии кризиса. Во-вторых, Украина является важным фактором стабильности энергоснабжения. Европа заинтересована в том, чтобы мы были стабильным транзитером. И в-третьих — весомым фактором является сотрудничество в миграционной политике. ЕС боится нелегальной миграций и пытается контролировать миграционные потоки.

Украина, в свою очередь, заинтересована в подписании соглашения об Ассоциации. Поэтому, это — движение навстречу.

Стоит добавить, что во время саммита Янукович подписал два важных документа: меморандум о начале диалога касательно бизнес-климата, который позволит создать условия для поощрения инвесторов, и отчет относительно сотрудничества в энергетической отрасли (участие европейской стороны в модернизации ГТС, готовность к созданию консорциума и выполнению позиций Энергетической хартии, которые не всегда выполнялись).

Европейский вопрос объединил власть и оппозицию, но конфликты все равно существуют. Так, недавно парламент был «парализован». Возможно ли их преодолеть?

— Не хочу быть моралистом, но для того, чтобы не было экстремальных форм противостояния, «удельный вес» депутатов должен быть профессионально и ментально готов к законотворческой работе. Вопрос в том, есть ли достаточное количество людей, которые элементарно умеют писать законы, проводить их и отстаивать. Качество парламента — это проблема не только Украины. Если бы граждане выбирали парламентеров согласно уровню их профессиональной подготовки как законодателей, проблем бы не было. Но выбор часто осуществляется на основании других позиций.

Парламент должен быть не местом блокирования или пикета, а местом ежедневной кропотливой работы. От блокирования выиграли депутаты, которые всегда работают, всегда в зале. Проиграли те, кто рассматривает парламент как статусный орган или инструмент реализации бизнес-интересов, возможность использовать физическую силу не в тренажерном зале, а в президиуме, кто не имеет опыта и подготовки в сфере законотворчества.

Анна ЧЕРЕВКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ