Художественный мир нежинской художницы Юлии Петренко необычайно светлый, теплый, яркий и близкий. Даже если впервые знакомитесь с ее творчеством, то у вас такое ощущение, что знаете художницу давно. Потому что темы, к которым она обращается, волнуют каждого современного человека.
...Юля Петренко росла активным и любознательным ребенком. Занималась бальными танцами, посещала музыкальную школу, но больше всего любила рисовать в школе искусств при Нежинском училище культуры и искусств имени Марии Заньковецкой. И учителя, и родители привыкли к тому, что у девочки обрисованные тетради, дневники, обложки книг, дома — обои. А еще большим удовольствием для Юли было наблюдать за бабушками. Мария Семеновна (прабабушка) первой показала девочке, как изображать на бумаге фигурки удивительных сказочных существ. Евдокия Ивановна искусно вышивает ковры, компонует узоры и картины. София Григорьевна любит вязать, вышивать, петь.
Поэтому никто не удивился, когда Юлия поступила на декоративно-прикладное отделение в Нежинское училище культуры и искусств имени Заньковецкой. Дальше был факультет художественной керамики Львовской национальной академии искусств.
Хоть свое знакомство с живописью Юлия начала с академического искусства, но более близким ей было декоративно-прикладное. «В старинной вышивке, писанках, рисунках на бытовых предметах закодированы такие глубокие смыслы, что нам разгадывать хватит на всю жизнь», — рассуждает Юлия Петренко.
Еще школьницей во время экскурсии во Львов, Юля попала на выставку Марии Приймаченко, которая поразила ее своей искренностью, душевностью, любовью к окружающему миру. Познакомившись с примитивизмом — творчеством Марии Приймаченко, Федора Приймаченко, Никифора, Пиросмани — молодая художница почувствовала, что это искусство, преисполненное любовью к жизни, проникает в ее душу, задевает, волнует...
Погружаясь в глубину веков, Юлия заинтересовалась разнообразными фигурками — оберегами. Археологи, находя эти артефакты, сначала не могли понять, из чего они сделаны: то ли из кости, или из камня? В конечном итоге выяснили, что фигурки изготовлялись из теста, замешенного из муки первого помола с солью! Обереги сохранялись в красном углу целый год, а затем закапывались в землю на новый урожай. Со временем соленое тесто затвердевало и становилось крепким, словно минерал. Юлию так поразила эта древняя техника, что она решила попробовать ее, разработав авторский рецепт для лепки фигурок-оберегов из соленого теста с добавлением химических компонентов.
Применяя знания и умения, приобретенные на отделении керамики, художница решила творить декоративные картины, используя вместо глины густо замешенное тесто или биопластику. Такие картины-барельефы еще называют «объемной живописью» или «ненастоящей майоликой».
На сегодня в художественной сокровищнице Юлии Петренко целая коллекция картин-барельефов. Тематически их можно разделить на несколько направлений — произведения по мотивам Тараса Шевченко: «Наймичка», «Заповіт», «Тополя» и Николая Гоголя: «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Вий», «Страшная месть»; философские размышления; религиозные осмысления; народные традиции.
Художница рассказывает, что создавать картин из соленого теста ее вдохновляет все, что вокруг: природа, отношения между людьми, события, происходящие в обществе. Особенно побуждают к действию темы из жизни наших пращуров, корни родословной.
Юлия Петренко совмещает творчество с педагогической деятельностью. Она — преподаватель-методист в Нежинском училище культуры и искусств. Специально для учителей и своих воспитанников художница и педагог написала шесть пособий: «Ліплення — перша сходинка до пізнання культури», «Декоративно-прикладне мистецтво», «Робота з природними матеріалами», «Образотворче мистецтво в школі», книги «Моя перша книжка з малювання» и «Берегиня. Світ об’ємів. Біопластика. Ліплення з солоного тіста». В предисловии к последней Юлия Петренко пишет, что ее цель — «помочь тебе почувствовать мировосприятие твоих пращуров, древних украинцев, «притронуться» к истокам своего народа, проникнуться его обычаями и культурой; ознакомить с народными легендами, мифами, промыслами, ремеслами и обрядами, с декоративно-прикладным искусством в целом; способствовать их возрождению и распространению».
Иногда кто-то из почитателей творчества спрашивает, не жаль, мол, тратить столько времени на детей, ведь можно полностью посвятить себя искусству? Тем более что в такой редкой технике работают единицы. Но Юлия Николаевна даже представить себя не может без своей детворы, как и они без нее: «Я живу с ними в отдельном мире — это мир фантазий и мечтаний. Возможно, кому-то трудно представить, но я растворяюсь в этом мире».
«Разрисованные яркими красками и покрытые лаком, рельефные пласты Юлии Петренко по манере исполнения и кое в чем наивно-декоративной трактовкой сцен напоминают гуцульские изразцы. Но вместо традиционной выжженной глины используется совсем неожиданный материал — соленое тесто! — удивляется искусствовед Ярослав Кравченко. — Сюжетные сценки касаются истории края: конные вооруженные казаки атакуют защитников барского замка, о чем, видимо, идет речь в думе, которую поет слепой кобзарь, который вместе с мальчиком-поводырем изображен на первом плане композиции. Или красавица-украинка, которая замерла на коленях в молитве к образам «красного угла» в древнем срубном жилище, вымаливая лучшую судьбу Матери-Украине, которую предали... Художественное мастерство, ощущение колористического вкуса, лирическое в трактовке образов — все это присуще мастерице, которая продолжает в своем творчестве древние декоративно-прикладные традиции украинцев».