Министерство доходов и сборов Украины готовит законопроект об обязательном всеобщем декларировании доходов граждан. По словам главы ведомства Александра Клименко, в разработке помогают эксперты из Англии, Чехии, Польши, Канады и Австралии. С принятием данного законопроекта в правительстве рассчитывают повысить налоговую культуру граждан. «Мы сейчас работаем над тем, чтобы заполнить декларацию, раз это будет обязательное всеобщее декларирование, чтобы кто-либо, кто будет заполнять декларацию, не испытывал неудобств. Чтобы он мог делать это дистанционно и всю существующую информацию о доходах он мог увидеть с наших баз данных о себе. И заполнить декларацию максимально быстро», — пояснил он.
По словам Клименко, в законопроекте планируется предусмотреть, что всеобщему декларированию подлежат лишь граждане, имеющие несколько источников доходов. «Заполнять декларацию будет тот, кто имеет несколько источников доходов. Если пенсионер получает только пенсию, то у него не будет нужды что-либо заполнять», — подчеркнул он. По словам главы Миндоходов, плательщик дистанционно сможет со своего компьютера зайти, получить необходимую информацию, которая сегодня есть в базах данных Министерства доходов и сборов относительно движимого и недвижимого имущества и других видов доходов, которая по нему в наших базах уже собрана. Клименко говорит, что налогоплательщик сможет подписать такую декларацию с помощью индивидуальной цифровой подписи. «Мы сегодня владеем всеми необходимыми мощностями, будем владеть всеми необходимыми IT-решениями для того, чтобы налогоплательщик общался с налоговой дистанционно. Во-первых, это минимизирует затраты времени, а во-вторых, уберет все коррупционные риски», — добавил он.
Напомним, что ранее глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Виталий Хомутынник (Партия регионов) выразил мнение, что внедрению всеобщего декларирования доходов должна предшествовать разработка концепции такого декларирования с определением всех возможных рисков, которые могут возникнуть в процессе ее реализации. Ведь, по его словам, в таких странах, как, например, США, Германия, Великобритания, на подготовительный и переходной периоды для перехода ко всеобщему декларированию понадобилось от трех до пяти лет. В это время осуществлялось соответствующее техническое оснащение фискальных служб, обучение персонала, широкая разъяснительная работа среди населения. При этом он отметил, что введение ежегодного декларирования доходов всеми гражданами на его взгляд — «нецелесообразно». По словам Хомутынника, дабы такая мера принесла экономический эффект и не вызвала социального недовольства, нужно четко определить, кто и какие доходы должен декларировать, а также должны ли декларироваться расходы — кем и какие. «Например, какая необходимость в подаче декларации людьми, которые работают только на одной работе и уже заплатили налоги, или пенсионерами, не имеющими, кроме необлагаемой налогом пенсии, других источников доходов?» — пояснил он. Хомутынник также отметил, что необходимым этапом переходного периода ко всеобщему декларированию является налоговая амнистия, так как без такой разовой фиксации активов граждан не будет отправной точки, от которой в дальнейшем можно будет отсчитывать прирост или уменьшение доходов. Параллельно, добавил он, нужно определиться, будут ли выплачиваться налоги из доходов, задекларированных при такой амнистии, и в каком размере.
«НИКАКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ НЕ БУДЕТ»
Ростислав КРАВЕЦ, адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры»:
— Обязательное декларирование нужно. В развитых странах подобные нормы существуют. Однако сегодняшняя ситуация в Украине абсолютно бесполезная, как с точки зрения получения от этого дополнительных поступлений в бюджет, так и с точки зрения контроля государства за уплатой налогов ее гражданами. В большинстве стран обязательное декларирование помогает гражданам уменьшать суму налогов и получать в случае необходимости возмещение переплаченных налогов. У нас это чисто статистические действия, и граждане не заинтересованы в них. Проблема в том, что украинское государство делает все, чтобы усложнить возмещение переплаченных налогов. Например, моя компания переплатила 70 тысяч гривен, два года бьется с Пенсионным фондом об их возвращении — и никак. Получается, что засчитывать налоги наперед можно, а возвращать переплату — нет. Это ставит крест на положительной ситуации. При нынешних раскладах такой шаг может вызвать социальное недовольство, и никаких дополнительных поступлений в бюджет не будет. Как быть? Например, в России Владимир Путин собрал основных владельцев бизнеса и капитала, предложил заплатить в казну определенную суму. Никто не захотел перечить. В Украине же на сегодняшний день налоговая амнистия ничего не даст, потому что крупные налогоплательщики лояльны к существующей власти. Если на них попытаются надавить, то давление будет выборочным, а надо, чтобы было для всех.
«ПРЕДПРИЯТИЯ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ ЕДИНЫЙ НАЛОГ, КУДА ВХОДИТ И ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ГРАЖДАН»
Александр КИРШ, заслуженный экономист Украины:
— Эта инициатива только запутает, разозлит электорат, и все закончится тем, что ее отменят. Налоговые декларации очень сложные, и мы знаем несколько докторов экономических наук, которые с трудом справляются с ними. Как это будут делать рядовые бабушки и дедушки — не понятно. Экономического эффекта не будет: кто скрывает свои доходы, тот все равно их не раскроет. А вот электоральные потери будут очевидны. Это очередная глупость. В Грузии такие идеи не сработали. И у нас не приживутся. Альтернативой общему декларированию доходов должно стать упрощение налоговой системы: чем она проще, тем труднее ее обойти. А в Украине все очень усложнено. На мой взгляд, упростить — значит перейти на единые налоги, чтобы предприятия платили единый налог, куда входит и подоходный налог с граждан
«ИНИЦИАТИВА НАПРАВЛЕНА НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ»
Александра КУЖЕЛЬ, народный депутат, экс-глава Госкомпредпринимательства:
— Вокруг бегают бешеные слоны, а они все за блохами гоняются. На самом деле у 90% граждан доходы — один-два прожиточных минимума. А если кто получает три-четыре тысячи гривен, то что им декларировать — как они выживают на эти деньги? Такое впечатление, что каждая инициатива направлена на улучшение жизни налоговой службы. На мой взгляд, надо вводить не декларирование доходов всех граждан, а непрямые методы контроля расходов представителей власти (Президента, членов Администрации Президента, КМУ, депутатов, мэров, губернаторов и глав обладминистраций). Три года посмотреть, как они работают, а дальше внедрять непрямые методы контроля расходов для всех.
«ВНЕДРЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ЗАЙМЕТ ОКОЛО ДВУХ ЛЕТ»
Анна БИЛОЦЕРКОВСКАЯ, советник президента «Ассоциации налогоплательщиков Украины»:
— В принципе идея правильная. Все развитые страны работают с декларированием доходов граждан. Единственное замечание, которое мы давали ранее, — не целесообразно подавать декларации пенсионерам и неработающим. Их учли. Эта инициатива направлена на решение проблемы зарплаты в конвертах. Однако при ее внедрении могут возникнуть сложности. Во-первых, для людей это будет психологически сложно, потому что существует определенное недоверие к действиям органов власти. Во-вторых, могут возникнуть сложности технологического характера. Чтобы подать декларацию с помощью средств телекоммуникационной связи, надо иметь электронный ключ, доступ. С этим у определенных категорий плательщиков могут возникать технические сложности. Внедрение обязательного декларирования займет около двух лет.
«ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ПОМОЖЕТ ПОНЯТЬ ИМУЩЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАН»
Владимир КОТЕНКО, руководитель налогово-юридической практики Ernst & Young в Украине:
— Идея обязательного декларирования доходов и имущества может быть очень позитивной. Декларирование (в первую очередь, имущества) поможет понять имущественное состояние граждан, которые часто не были привлечены к налогообложению. Поскольку часто заработанные деньги вкладывали в покупку квартир и не всегда платили с этого налоги.