Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Иллария: «Время — лучший цензор в вопросах формата»

Певица — о своем новом альбоме, украинской автентике и греческих мотивах
14 марта, 2013 - 12:23
ФОТО С САЙТА STAR-ONE.COM.UA

Голос Илларии настолько самобытный, что очень скоро стал узнаваемым. В настоящее время, кроме FM-радиостанций он звучит в телевизионной рекламе известных брендов. Кажется, певице по силам спеть все (академический, аутентичный или роковый репертуар)! Тем более что она одинаково органична в любой эпохе: древнерусской, гетманской, современной...

В конце весны Иллария представит новый альбом, а 20 марта в киевском клубе «КультРа» вместе со своей одноименной группой устраивает акустическую презентацию пластинки. «Главная задача, которую я ставила, создавая упомянутый альбом — показать украинский фольклор стильным и мейнстримовым, увести слушателя от «шароварщины» и поделиться собственным видением современной этнической эстетики, — говорит ИЛЛАРИЯ. — По моему убеждению, наша культура — не только вышивки, борщи, пышные свадьбы. Для меня украинская аутентика — прежде всего энергия земли и полная гармония с космосом. Это очень сильная музыка! И об этом новый альбом».

— Иллария, откуда у Вас такой хороший украинский язык?

— Никто в моей семье не говорит по-украински в быту. Дедушка с бабушкой родом из Виннитчины. Правда, там они жили где-то до двадцати трех лет, а затем уехали (дедушка был военным). Мама родилась не в Украине, а папа из Киева, но у него нет украинской крови, зато греческая (ее больше всего), польская и армянская. Мои греческие корни тянутся из украинского Приазовья. Интересно, что в диаспоре греки внешне выглядят почти такими, какими выглядели в древности. Потому что греческие эллины в настоящее время очень похожи на турков. На протяжении приблизительно четырех веков на территории Греции жили османы. Например, мой прадед Алексей Фиафелахтос был высоким, статным и светловолосым. Кстати, я очень похожа на него внешне.

— А кем Вы себя чувствуете?

— Украинкой! Я не знаю, откуда чувствую украинскую музыку. У нас дома она никогда не звучала. Звучал Бах, Led Zeppelin, даже ирландская этническая музыка. Папа исполнял свои песни (он — очень творческая личность: пишет песни, рисует). То есть я дома всегда слышала хорошую музыку, но не украинскую. Приблизительно в 14-15 лет увлеклась украинской литературой. В частности, творчеством Леси Украинки. Ее образы Украины очень близки мне. Потому что для меня Украина — это довышиванковый..., догетманский период. Иначе говоря, для меня Украина — это величественная Киевская Русь, славянская мифология, природа, ее связь с человеком. (Хотя, конечно, интересуюсь всей историей нашей земли). Просто чувствую, что украинская культура родилась в древнерусский период. Или даже еще до него. Там завязались и связи с другими культурами — скифской, греческой, влияние которых до сих пор ощущается. Знаете, когда училась в Киевском институте музыки им. Г. Глиера, украинский фольклор был у меня самым любимимым курсом. Даже хотела стать этномузыкологом. По правде говоря, я не ставила целью создавать этническую музыку только из-за того, что ее немногие в Украине делают. Она как-то естественно рождается сквозь призму моих знаний, предпочтений и ощущений.

— А греческие мотивы есть в Вашей музыке?

— Есть восточные мотивы. Для меня Греция — это все же Восток. Я представитель греческого землячества в Украине, поэтому пою греческие песни, исследую их, насколько у меня хватает времени. Иногда пытаюсь совмещать греческий фольклор с украинским. Так, в анонсированной акустической презентации альбома буду петь греческую веснянку, которая перейдет в украинскую. Нужно сказать, что они очень близки мелодически и энергетически. А впрочем, сами убедитесь, посетив концерт.

— При живом общении с Вами, в конечном итоге, слушая песни, создается впечатление, что Иллария — гурманка. Как в жизни, так и в музыке.

— Да, гурманка! Возможно, это противоречит отечественному шоу-бизнесу, где нужно иметь определенную внешность и создавать определенную музыку. Мне же нравится музыкой «смаковать». Даже отношусь к ней как к чему-то живому и одухотворенному.

— Вы хорошо выступили в телеконкурсе «Голос страны» — стали полуфиналисткой второго сезона. Как было видно за кадром, выход в полуфинал требовал немалых нервных и энергетических затрат, хоть Вы и достаточно известная певица. Это стоило того?

— Все зависит от угла зрения. Если смотреть, что называется, локально, то, очевидно не всегда было комфортно: чувствовала психологическое напряжение и физическое истощение. Фактически, полгода должна была жить по очерченному сценарию. Однако я к этому отнеслась как к хорошей школе. Потраченные усилия, нервы и энергия полностью компенсировались потом. Имею в виду сотрудничество с Олегом Скрипкой, участие в тех этнических фестивалях, на сценах которых всегда мечтала выступить: «Країна мрій», «Трипільське коло», «Тарас Бульба»... В конечном итоге, на Crimea Music Fest, где исполнила в частности авторскую песню, которую готовила на финал «Голоса страны». Кроме того, под впечатлениями и эмоциями от проекта написала много новых песен... И еще именно тогда появились новые знакомые и горячие поклонники. Вообще, родители меня учили, что вся наша жизнь — это большая школа и нужно с удовольствием и благодарностью принимать новый опыт.

— Иллария, кто работает над вашим образом?

— Мой образ создан из моего ощущения Украины. Поэтому над ним теперь работают именно украинские дизайнеры: Олег Коростяный, Наталья Скаржепа, Анастасия Иванова, Елена Олийник... Один из последних сценических костюмов от Елены Олийник — образ берегини. Она — не птица, не рыба, не нимфа. Такое сочетание символизирует высвобождение, например, из дерева или камня — чтобы стать одухотворенной. Женская сущность — романтичная и загадочная. Так, для меня украинка — не только хозяйка, которая распоряжается на кухне (варит борщи, лепит вареники...), а женщина, которая гармонизует пространство вокруг себя, дарит новую жизнь, чувствует людей, в конечном итоге, землю, на которой живет, поэтому и может ее воспроизводить. В моем случае — голосом.

— Кстати, Вы придерживаетесь каких-то правил по уходу за голосом?

— Голос — это инструмент, который нужно совершенствовать и вместе с тем беречь. Нужно постоянно расширять диапазон и пределы своих возможностей. Поэтому есть преподаватели по вокалу, с которыми регулярно занимаюсь.

— До сих пор?

— Кстати, с Лучано Паваротти до конца его жизни работал преподаватель по вокалу! А преподаватель Лары Фабиан повсюду ездит с ней на гастроли. Потому что он — и психолог, и мама, и друг. Поэтому я буду заниматься до тех пор, пока буду петь. Дай Бог моим учителям здоровья. Как раз в настоящий момент работаю над академическим репертуаром. Пою арии из опер Пуччини, Верди, Беллини, Уэббера. Как раз начинаю работать над ариями Марии Магдалины из рок-оперы «Иисус Христос — супер звезда». Хочу еще музыку Баха и Генделя спеть. Украинские романсы тоже люблю.

— Иллария, а Вас не тревожит тот факт, что Ваше творчество относится к «не формату» в отечественном шоу-бизнесе и украинском информационном пространстве, а поэтому придется непросто?

— Нет, не тревожит. А разве лидеры «Океана Эльзы» или «ВВ» — это формат? Тем не менее, Святослав Вакарчук и Олег Скрипка, оставаясь собой, интересны другим уже в течение многих лет. Думаю, время покажет, потому что оно — лучший цензор в вопросах формата, успешности и настоящего признания.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ