То ли желтые листья облетают с деревьев под синим небом, то ли спелая пшеница в поле под косу просится, то ли (как нынче) весеннее круглолицое солнце к себе привлекает внимание тем, что все выше стоит над небосводом, и все это происходит в родной Украине. Кем нужно быть, чтобы плюнуть в глаза народа, который живет на этой земле, ограничив его право развивать язык своего молодого государства? Однако, как это ни досадно, в Кривом Роге таких нашлось много. Причем окончательно проявилось это средь бела дня в Криворожском городском совете 27 февраля 2013-го года от Рождества Христова. Именно на этом пленарном заседании 31-й сессии депутаты мощным большинством (66 из 71-го присутствующего) проголосовали за принятие решения по вопросу №13 «О мероприятиях по выполнению требований Закона Украины «О принципах государственной языковой политики на территории города Кривого Рога». Если точнее, то против принятия этого решения был подан лишь один голос, что составило немного более одного процента. Хотя даже по списку избранных в горсовет депутатов от оппозиционно настроенных к власти партий — их не менее 12-ти. Поэтому, как таким образом проголосованное решение можно согласовать с тем неопровержимым фактом, что по результатам последней переписи населения (в 2001-м году) 79,9 процента криворожцев считало себя гражданами украинской национальности? Есть только одна возможность: признать, что в Кривом Роге завершена оккупация языково-информационного пространства независимого Украинского государства и что с этим согласились даже оппозиционеры.
А раз так, то нужно также признать, что все потуги героев украинского национально-освободительного движения оказались в этом городе напрасными. Не так ли? В том числе — Костя Пестушко, который в свои двадцать с небольшим лет (но уже с двумя «Георгиями» на груди) 12 мая 1920 года поднял в Кривом Роге антибольшевистское, антиимперское восстание, а в сентябре того же года был избран Главным атаманом Холодного Яра. Потому что не его память в этом городе почитается, а тех, против кого он боролся и стоял насмерть: у кого на «буденовках» алели тогда пятиконечные звезды. Поэтому ныне действующая местная власть просто поражает своим беспамятством и враждебным отношением к символам независимого Украинского государства, поскольку еще и сегодня (на 22-м году независимости) те красные пятиугольники красуются на высоченных копрах железорудных шахт. При этом не нужно забывать, что именно на предприятиях Кривого Рога добывают более чем 90 процентов железной руды. А значит, эти звезды на копрах — откровенный признак господства в городе неукраинской по сути власти. И нечего после этого надеяться найти в газетных киосках местную украиноязычную прессу. Правда, есть тут одна такая газета, но седьмой год подряд она выходит на волонтерских началах, в условиях тотального замалчивания со стороны властей, и из-за этого даже элементарные сведения о ней были выставлены на официальном сайте города лишь под угрозой объявить голодовку. Не нужно удивляться и тому, что местная муниципальная телерадиокомпания «Рудана» откровенно «крутить»-пропагандирует на экранах советские русскоязычные фильмы.
А на предприятиях горно-металлургического комплекса (где в независимых профсоюзах — сотни против десятков тысяч тех, что — в марионеточных), о государственном языке вообще незачем разглагольствовать, потому что здешние горняки не могут даже достойный своего сверхнапряженного тяжелого труда заработок отстоять, потому и получают чуть ли не в десять раз меньше, чем наемники железорудных предприятий тех же владельцев за рубежом. Поэтому, в таких коллективах, конечно, очень комфортно проводить «обсуждение» относительно принятия решения «об использовании регионального языка», а не только — украинского государственного, а затем на сессии «отрапортовать», что «народ поддерживает». А вот провести общественные слушания среди по-настоящему свободных людей, небезразличных к становлению молодого Украинского государства, — это для привыкших командовать «номенклатурщиков» — очень трудно. И им наплевать на вывод авторитетной Международной неправительственной организации Freedom Housе, которая подчеркивала: «В Украине было отмечено снижение позиций в связи с ухудшением качества проведения парламентских выборов, увеличением давления правительства на оппозицию и новый закон в интересах русскоязычной части населения и одновременно игнорирования менее многочисленных меньшинств». Им также наплевать и на мнение специалистов-экспертов из Венецианской комиссии, которые настаивали на том, что законопроект не в состоянии обеспечить надлежащий баланс между развитием и использованием государственного языка как объединительного фактора в жизни общества и развитием и защитой языков меньшинств. И что уж тогда говорить об их отношении к выводам отечественных экспертов?
Меня, специалиста по русской филологии с высшим образованием, не стоит подозревать во враждебном отношении к этому языку, который является государственным у нашей северо-восточной «соседки». Но я прекрасно понимаю, что законодательно усилив его и без того господствующую роль в сфере общения между гражданами в таком городе, которым сегодня достаточно русифицированный Кривой Рог, мы значительно снизим здесь уровень поддержки украинского государственного языка со стороны местных жителей и получим, в конечном итоге, жесткое противостояние между носителями языка государственного и так называемого регионального. А значит, будем расшатывать государственные устои в этом регионе вместо того, чтобы их крепить и защищать украинский народ, делать его увереннее в своем ведении хозяйства, в своем государстве. Такая ситуация может привести лишь к беде противостояния.