Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пещерная медиакультура

Почему мы теряем информационный суверенитет
14 апреля, 2013 - 16:53
«ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА»: АНТИПРАВИЛА НА РЫНКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ, КОТОРЫЕ ПРОДУЦИРУЕТ ВЛАСТЬ, НАНОСЯТ ВРЕД ЕЙ САМОЙ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
ВИКТОР НАБРУСКО

В последнее время даже руководители страны, в частности Николай Азаров, лично почувствовали болезненные симптомы национального информационного поля. Глава правительства сам неоднократно публично заявлял о предубежденности телевизионного материала относительно ситуации с тарифами на жилищно-коммунальные услуги, безразличии журналистов к юбилею великого ученого — академика Владимира Вернадского, о засилье в нашем медийном пространстве негативизма, жестокости, агрессии и отсутствии в нем государственно-патриотических настроений, высокого морального духа. Впрочем, именно такой алгоритм коммуникационных связей вырабатывают государственные органы, ответственные за информационную сферу, где наблюдается нарастание информационного противостояния, в том числе и на межгосударственном уровне. Примером непонимания украинской властью явления и опасностей заостряющихся информационных войн (а следовательно, и неадекватного реагирования на их проявления) можно назвать очередной агитационно-пропагандистский выпад российского государственного телевидения относительно итогов визита Президента Украины в Россию. В ответ на грубую, оскорбительную выходку «агитпропа» соседнего государства в адрес украинского Президента наша сторона стыдливо промолчала: мол, телевизионный сюжет — это личное мнение журналиста. Такое поведение руководителей государственной информационной сферы Украины — признак бессилия, некомпетентности, логический итог многолетней работы команды так называемых менеджеров от медиабизнеса.

Возьмем хотя бы один пример. Сегодня фактически уничтожено государственное радио, которое системно стало исчезать из национального эфира (чего не было даже в годы Великой Отечественной войны, когда украинский голос транслировался на оккупированную территорию из Поволжья), разрушается самый мощный радиопередаточный центр в Броварах, без которого практически невозможно обеспечить вещание в особый период и реализовать проект цифрового радиовещания. Украина осталась едва ли не единственным государством в Восточной Европе, которое, по сути, свернуло государственное иновещание            — уникальную платформу для проникновения в мировое информационное пространство, реализации программы евроинтеграции. Примером пещерной медиакультуры, убедительным свидетельством несостоятельности нашей власти действовать в условиях даже не глобальной техногенной катастрофы, а локальной природной стихии, стали снежные бури в Киеве. Если в столице государства, имеющего мощный информационный ресурс, в частности FM-радио, которое слушают в каждом автомобиле, никто не в состоянии наладить элементарную коммуникацию с населением, что тогда говорить о распространении информации в чрезвычайный период (военное состояние, техногенные катастрофы) по всей территории страны, которая покрыта пятнами глухонемых информационных пустот...

Словом, проблем достаточно. Нельзя сказать, что журналисты этих негативных тенденций не замечают и не готовы на них реагировать. Но без политической воли руководителей страны улучшить ситуацию в информационном пространстве практически невозможно.

В Национальном союзе журналистов состоялась научно-практическая конференция относительно проблем информационного пространства Украины, в которой приняли участие ведущие научные работники, специалисты информационной сферы, представители общественных организаций. По итогам обсуждения была принятая резолюция, в которой определены, в частности, такие узловые проблемы национальной медиасферы:

— интересы политико-олигархических кланов берут верх над государственными приоритетами; непрозрачность владельцев национальных телеканалов, газетно-журнальных холдингов с большой долей иностранного капитала;

— отсутствие продуманной государственной информационной и коммуникативной политики создает объективную угрозу информационным интересам граждан и информационной безопасности Украины в целом; сегодня нет механизмов противодействия агрессивным внешним факторам, отчасти элементарного понимания природы информационных войн, которые мы регулярно проигрываем и обречены проигрывать в будущем;

— законодательные инициативы последнего времени в Украине, в частности относительно введения криминальной ответственности за распространение недостоверной информации, подтверждают попытки сузить возможности СМК в сборе и публикации сведений, имеющих общественное значение, ограничить информационные права граждан; подобные попытки являются авторитарным рудиментом управления, они недопустимы в действительно правовом демократическом обществе;

— недоверие населения к национальным СМК не позволяет выстроить идеологемы, которые бы стали элементом национально-духовного, патриотического, государственно-созидательного очага формирования нового человека европейского типа; усиление наступления на украиноязычную информационную среду, попытка размыть ее, за чем прослеживается протежирование интересов отдельных субъектов информационного пространства, суживают украиноязычный сегмент информационного рынка, что приводит к последующему падению тиражей периодических и книжных изданий на государственном украинском языке, вытеснению из национального телерадиопространства продукции украинских телерадиопроизводителей, стагнации базисных информационных ресурсов, отставанию в овладении современными информационными технологиями;

— содержательный фактор, ценностно-нормативная база национального информационного поля — одни из решающих факторов формирования мировоззренческих взглядов, национально-патриотических убеждений. Впрочем, украинский медиаресурс за годы независимости не стал инструментом государственно-созидательным, объединяющим нацию, фактором духовного очищения и общественного согласия, а превратился в элемент угрозы информационному суверенитету. Агрессивная коммерциализация, торгашеские правила игры на рынке информационных услуг, попрание конституционных прав граждан на получение информации взяли верх над протекционистской государственной политикой;

— практика СМК последних лет, в частности избирательных кампаний, обозначила проблему моральной и профессиональной ответственности работников масс-медиа перед обществом; несоблюдение, а иногда и сознательное игнорирование профессиональных стандартов в работе негативно отражается на уровне доверия общества к работникам информационной сферы.

Это только некоторые из основных проблем украинского информационного пространства. К сожалению, государство часто само вырабатывает такие правила игры на рынке информационных услуг, которые приводят к снижению журналистских стандартов.

Проанализировав существующие проблемы, журналисты и эксперты на конференции предложили пути их решения, в частности необходимо:

— подчеркнуть перестройку национального информационного пространства на принципах суверенности, демократической политической культуры, безоговорочного обеспечения информационных прав и свобод граждан и общества в целом;

— утвердить необходимость выработки и выполнения государственной национально ориентированной информационной политики, как условия реализации стратегии евроинтеграции, утверждения Украины в современном мировом информационном пространстве, фактора перестройки национальных средств массовой коммуникации — краеугольного элемента гражданского общества;

— обратить внимание Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Совета национальной безопасности и обороны Украины на необходимость принятия правовых и организационных мер по обеспечению информационных прав и свобод граждан и общества Украины в целом, которые предусматривали бы:

— признание информационных прав общества, права на получение, использование и распространение информации — приоритетным правом гражданина и человека;

— реформирование государственной информационной политики, которая должна быть сориентирована на радикальную защиту национального информационного пространства, достижение позиций международного лидерства в информационной сфере; создание единого государственного органа, на базе существующих институций, относительно формирования и регуляции национальной информационной политики на основе демократических стандартов с возможностями разработки и внедрения высоких технологий в информационной сфере, что будет гарантировать условия для безоговорочного обеспечения информационных прав и свобод, свободного распространения информации в обществе;

— завершение в сжатые сроки создания Общественного телевидения и радио на принципах международного опыта и реалий украинского информационного пространства, которые предусматривают изменения доктринального характера развития медиасферы, исходя из государственных приоритетов;

— законодательное нормирование программы внедрения цифрового вещания с учетом национальных интересов, четким определением требований к содержательно-творческой концепции вещателей, которые должны предусматривать защиту национально-духовных ценностей;

— введение в правовое поле деятельности новейших средств массовой информации, интернет- и других электронных изданий, предоставление им соответствующего правового статуса;

— конституционное определение информационно-частотного ресурса как национального феномена наряду с другими национальными стратегическими ресурсами — недрами, землей, водой, воздухом, что минимизирует его агрессивное обкрадывание и станет залогом национальной безопасности;

— поощрение инвестиционной деятельности в информационной сфере, направленной на создание национального информационного продукта;

— безоговорочное утверждение и наполнение содержанием государственного статуса украинского языка как фактора государственной суверенности, создание условий для свободного развития и функционирования средств массовой коммуникации национальных меньшинств Украины.

Учитывая вышеуказанное, необходимо в который раз обратить внимание руководства страны на то, что в сегодняшнем глобализированном и чрезвычайно конкурентном мире успешность социума и отдельных государств определяется, с одной стороны, уровнем овладения высокими технологиями, а с другой — цивилизованностью массово-коммуникативных связей.

Я прекрасно понимаю, что украинские идеи, национальная позиция сегодня не в моде, но как гражданин-патриот, который десятилетия своей жизни отдал построению национального информационного дома, в который раз обращаю внимание: политика информационного суицида, что, создается впечатление, сознательно проводится в последние годы, — это путь в никуда.

Неопровержимым является факт, что успех реформ, общественных трансформаций зависит от надлежащего диалога между властью и обществом, который должны обеспечивать в первую очередь СМК. Следовательно, абсолютно очевидно, что в нынешних условиях продуманная грамотная информационная политика — это средство продвижения национальных экономических интересов на мировые рынки, инструмент влияния на геополитические процессы, в конце концов — утверждение Украины среди других государств. А внутри страны культурно-коммуникативные связи — это фактор устойчивого развития социума, его эмоционально-психологической стабильности.

Виктор НАБРУСКО, секретарь НСЖУ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ