Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Україна чи Малоросія»?

Львовские дискуссанты обсудили публицистику Мыколы Хвылевого
18 апреля, 2013 - 11:41

Недавно состоялось шестое заседание из цикла «Бронебійна публіцистика: шляхи формування національної свідомості» межфакультетного дискуссионного клуба Львовского национального университета имени Ивана Франко. Инициаторы встречи — представители клуба Научного общества студентов, аспирантов, молодых ученых филологического факультета «Ти-Ре» — пригласили коллег из факультета журналистики. На этот раз львовские дискуссанты обсуждали публицистический текст Мыколы Хвылевого — «Україна чи Малоросія» вместе с выпускником университета, кандидатом политических наук, политиком Юрием Михальчишиным.

Публицистику Мыколы Хвылевого частично можно назвать политической, ведь в ней — немало рефлексий на общественно-политические обстоятельства начала ХХ века. Без сомнения, публицист — фигура своей эпохи, скорее неординарный ее феномен. Его мысли — это всегда позиции против течения. Хотя в анализируемом тексте читаем немало утверждений автора как ярого коммуниста, все же понимаем, насколько он был неудобным для тогдашней провластной и прокоммунистической верхушки. Именно поэтому в тексте «Україна чи Малоросія» сквозным остается вопрос интеллектуальной элиты. «Украинская интеллигенция чувствует, что в массе она не способна побороть свою рабскую природу», — отметил в своем труде Мыкола Хвылевой.

Читая работу, наталкиваемся на немало обидных высказываний в адрес оппонентов Хвылевого. На первый взгляд, такие резкие суждения автора вызывают мысли о его высокомерии, гордости и эгоизме. Однако лишь в конце понимаем, что Мыкола Хвылевой опережал свое время — интеллектуально и идейно. Текст подтверждает высокую силу публициста в знании иностранных языков, европейской философии и культуры. Однако, к сожалению, он не видел мыслящей квоты в мещанской номенклатуре. Идея коммунизма Мыколы Хвылевого — идея всеобщего блага и нового развития, отнюдь не была созвучна с теми лозунгами, которые предлагали «советские рупоры». В понимании Хвылевого коммунизм выглядел элитным, а не искаженным амбицией, интеллектуальной деградацией и большевистским хамством.

Особое видение Европы — еще одна ведущая тема публицистики Мыколы Хвылевого, на которой дискуссанты сконцентрировали свое внимание. Ведь еще один тезис, который будто вычеркнул Хвылевого из его эпохи, — радикальный лозунг «Геть від Москви!». Конечно, публицист понимал позитивы и негативы западных соседей, однако для него идеальная Европа — это колыбель ценителей человеческого духа. «Европа — опыт многих веков. Это не та Европа, которую Шпенглер объявил «на закате», и не та, что гниет, к которой вся наша ненависть. Это Европа грандиозной цивилизации. Европа Гете, Байрона, Дарвина, Ньютона», — отметил Мыкола Хвылевой уже в другом своем труде «Камо грядеши».

Поэтому вопрос «Україна чи Малоросія?» опять-таки погружен в европейскую плоскость. И в этом актуальность и феноменальность публициста, ведь уже тогда он понимал, что, вступив в круг европейских государств, Украина должна сохранить свою аутентичность. Гость круглого стола напомнил участникам дискуссии мысль итальянского публициста — Джузеппе Мадзини: «Италию мы создали, теперь время творить итальянцев». По текстам Мыколы Хвылевого украинцы должны понять свою самобытность, поняв ее, они смогут отмежеваться от навязанного малороссийства и быть собой. А это — важнейший базис для национального прогресса!

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Кристина КОШУЛИНСКАЯ, студентка V курса филологического факультета Львовского национального университета им. И.Франко:

— Мы говорили о Человеке не своей эпохи, о человеке Сверхвремени. Мыкола Хвылевой актуален всегда. Он учит нас своим примером идти против течения, вырабатывать в себе сопротивляемость к малороссийству, осознать свою идентичность и самое главное — деколонизировать мышление. Искорку его энергии нам передал Юрий Михальчишин. Юрко вдохновлял нас своей харизматичностью и вдохновенно говорил о Хвылевом. Дискуссия вышла живой, горячей и интересной. Мы стали на один шаг ближе к Мыколе Хвылевому, а он — к нам.

Святослав МОТРЕН, аспирант кафедры политологии философского факультета Львовского национального университета им. И.Франко:

— Становление и упадок украинской государственности, подъем и укоренение патриотических устремлений молодой нации — тот социально-политический временной контекст, в котором сформировалась фигура и возникло творчество Мыколы Хвылевого. Несмотря на его некоторые неоднозначные мировоззренческие убеждения, ключевое решение дилеммы «Україна чи Малоросія» состоялись в интересах Украины. История государства, анализ прошлых порывов и нынешних попыток вопреки закономерным перманентно актуальным тенденциям к маргинализации, материализации, декультурализации жизни утверждают и возвышают великий украинский дух, преумножают богатство социогуманитарного потенциала нации. Это понимали писатели-публицисты, интеллектуалы-патриоты в первой четверти ХХ ст., когда был заложен толчок к развитию современной украинской идентичности, это должны понимать и мы, граждане независимой Украины, в первой четверти ХХІ века.

Юлианна ЛАВРИШ, аспирантка факультета журналистики ЛНУ им. И. Франко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ