Комиссия сейма (нижняя палата парламента Польши) рассмотрела позавчера шесть проектов резолюции по поводу 70-летия Волынской трагедии. Только в одном проекте — от правящей партии — нет слова «геноцид». Об этом сообщает tvn24. В частности, термин «геноцид» не употребляется в проекте резолюции, подготовленном депутатами правительственной партии «Гражданская Платформа». Во всех остальных проектах — в том числе и у союзника ГП по правительственной коалиции Польской селянской партии — этот термин присутствует.
Комиссия решила продолжать работать над окончательной выработкой резолюции, приняв во внимание все проекты. «Нам не уклониться от факта, что резолюция сейма — это фактор политический, даже если касается истории», — объяснил депутат от ГП Роберт Тишкевич, который отговорил свою партию употреблять термин «геноцид». — И так его будут воспринимать наши украинские партнеры».
По словам Тишкевича, в проекте резолюции от «Гражданской платформы» говорится о «преступлении», поскольку использование термина «геноцид» будет воспринято украинской стороной как очень противоречивое. Депутат добавил, что позиция ГП относительно текста резолюции связана, в том числе, с запланированным на ноябрь саммитом Восточного партнерства в Вильнюсе, где будет «решаться европейский выбор Украины».
Напомним, что в апреле 2013 года в сейме Польши был зарегистрирован проект резолюции о признании ОУН, УПА и дивизии «Галичина» преступными организациями, совершившими геноцид в отношении польского населения Восточных кресов в 1939—1947гг.».
«День» уже писал на эту тему (см. материал «Ценим атмосферу примирения» №77 за 26 апреля 2013 года) и отмечал, что подобная резолюция вредна для развития отношений между странами, которым удалось достичь примирения. Это мнение разделяют многие депутаты в польском парламенте. В частности, в интервью газете депутат сейма и активист Объединения украинцев в Польше Мирон Сич отметил: «Внесенный Селянской партией проект — слишком радикальный, и в такой форме его будет трудно принять. И было бы наилучшим вариантом, если бы удалось принять какую-то общую декларацию двумя палатами парламента, которая сближала бы наши народы, а не отдаляла. Было бы плохо, если бы после 70 лет мы приняли заявления, которые еще больше отдаляют наши народы и государства, чем сближают».
«ВАРШАВА НАЧИНАЕТ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ ТЕМОЙ ВОЛЫНИ И РАЗРУШАТЬ ТО, ЧТО БЫЛО НАРАБОТАНО ЗА ЭТИ ГОДЫ»
Мирослав МАРИНОВИЧ, публицист, религиевед, вице-ректор Украинского Католического Университета, бывший политзаключенный:
— То, что происходит в этом году в Польше, — эффект «сжатой пружины», которая теперь выпрямляется. По различным причинам, голос кресовяков, изгнанных из Волыни, очень долго не мог звучать в Польше. В советское, коммунистическое время — по одной причине. Затем в 1990-х годах — потому что Польша заботилась о своей восточной границе и хотела войти в большую Европу; она хотела мира и спокойствия. Кроме того, поляки очень рассчитывали на то, что Украина очень выразительно заявит о своих европейских устремлениях. Однако сегодня ситуация иная. Польша чувствует себя уже намного безопасней, находясь и в НАТО, и в ЕС. Партнерство жертв коммунистического режима понемногу начинает забываться. Во-вторых, Украина не оправдала надежд Европы, в том числе Польши, которая устала отстаивать интересы Украины порой больше, чем она сама. В Польше наступила своеобразная реакция — раз так, то нужно добиваться от Украины признания ее преступлений. Для меня очевидно, что Польша в этом году переметнулась на другую сторону. Варшава начинает злоупотреблять темой Волыни и разрушать то, что было наработано за эти годы. Нам необходимо сохранять спокойствие и заботиться о будущем. Эта волна, которая сегодня наблюдается Польшу, неминуемо схлынет. У нас есть хорошие партнеры в Польше, и мы и в дальнейшем будем продолжать с ними сотрудничать.
Попытка разобраться с историей не должна мешать отношениям, потому что это право народа разобраться со своей историей. Так, как мы сейчас можем не понимать поляков в их процессе разбирательства с историей, так и они не поняли, когда у нас стала зазвучать тема Бандеры. Для поляков это была абсолютно очевидная антипольская акция. «Как вы можете поднимать имя Бандеры, ведь это — преступник, который действовал с выразительными антипольскими акциями?». Естественно, что подобные голоса звучат как с украинской, так и польской стороны, мол, вы не правильно разбираетесь с историей. Но это — право народа, поэтому я и говорю о понимании.
Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»