Традиционно осенняя пора на европейских просторах — время активной концертной жизни и самых разнообразных музыкальных фестивалей. Но слышен ли в этом многоголосом хоре голос украинской музыки? Пока мы ведем многочисленные дискуссии о интегрировании нашего композиторского творчества в мировой музыкальный контекст и в условиях хронического недостатка финансирования не всегда можем воплотить замыслы в конкретные дела, европейское сообщество успешно определило перспективы и выработало механизмы такого процесса.
Наша ближайшая соседка Польша, с которой тысячами ниточек общей истории связана украинская культура, в который раз подает пример отношения не только к своей, но и к украинской музыке. Наводить музыкальные мосты — дело не легкое. Это требует большого труда, интеллектуальных усилий и энергии конкретных личностей, которые являются ее движущими силами и генераторами идей. Известный польский музыкант, дирижер и композитор, музыкальный общественный деятель Роман Ревакович — именно такая личность. Мы познакомились с ним в Киеве, но теснее сошлись в Варшаве во время фестиваля «Дни украинской музыки в Варшаве», основателем и артистическим директором которого является этот музыкант. Делом жизни он считает установление польско-украинских контактов, распространение украинской музыки на европейских порсторах, в частности, в Польше.
Недавно прошел четвертый фестиваль «Дни украинской музыки в Варшаве». В течение недели звучали произведения в изысканном исполнении лучших музыкантов: Муниципального камерного хора «Київ» под руководством Николая Гобдича, Национального Академического симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко, хорошо известных в мире солистов, лауреатов престижных международных конкурсов — пианиста Йожефа Ерминя, солістки Варшавской оперы Ольги Пасичнык и пианистки Натали Пасичнык, молодого польского виолончелиста-виртуоза Бартоша Козяка, Львовского фортепианного трио в составе Натали Ревакович, Марты Семчишин и Соломии Кацалабы, а также молодого киевского ансамбля «Ностри Темпорис» под руководством польского дирижера Гжегоша Веруса (руководитель ансамбля — Богдан Сегин). Звучали самые разнообразные композиции — от старинной церковной монодии ХVII в., произведений С.Дегтяревского, И.Домарацкого, солопений Н.Лысенко — до симфонических и хоровых партитур В.Сильвестрова, И. Щербакова и авангардных опусов молодых авторов.
Напомню, Р.Ревакович является одним из основателей и вдохновителей львовского фестиваля современной музыки «Контрасты», активно участвует в работе киевских Международного музыкального фестиваля «Премьеры сезона» и «Форума музыки молодых». Его поддержке обязаны многие украинские композиторы, особенно молодежь. Заботясь об их творческой судьбе, он провел большое концертное турне по Украине и Польше, где дирижировал произведения стипендиатов специальной программы «Gaude Polonia» Министерства культуры и национального наследия Республики Польша. Эта программа была основана для поддержки творческой молодежи соседних восточноевропейских стран. Одновременно Р.Ревакович является основателем и председателем фонда «Pro Musica Viva», который поддерживает многие художественные проекты и инициативы, в частности направленные на укрепление украино-польских культурных связей.
— У меня украинские корни, мои родители — переселенцы во время акции «Висла» на север Польши, — рассказал Р.РЕВАКОВИЧ. — Я ходил в польскую школу и изучал польскую культуру. И поскольку занимался музыкой, то кроме фортепиано меня ничего не интересовало: я мог играть ежедневно по десять часов, изучал великую мировую традицию, в частности, немецкую. Украинскую музыку мы не изучали. Потом, уже в Варшаве, начал петь в украинском мужском хоре «Журавли» (в 1979 году), будучи на втором курсе теоретического факультета Музыкальной академии им. Ф.Шопена. Это приблизило меня к украинской музыкальной культуре и украинскому языку. Одновременно занимался композицией, современным языком в музыке. Как-то в хоре не было дирижера, и коллектив обратился ко мне с просьбой возглавить его. Я был человеком молодым, смелым и согласился. Мы изучали украинский репертуар, открывая новые имена — Николая Лысенко, Кирилла Стеценко, Леонтия Ревуцкого и целый пласт классики — Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского.
— А когда у вас возникла идея организации фестиваля «Дни украинской музыки в Варшаве»?
— Первые «Дни» возникли по необходимости ознакомить польскую музыкальную среду с серьезной украинской музыкой, где есть не только думы, народные песни, но и большой пласт профессиональной музыки. Уже после первого фестиваля в 1999 году, где прозвучали «Метамузыка» В.Сильвестрова и Вторая симфония Б. Лятошинского в исполнении прекрасного Варшавского симфонического оркестра под управлением В.Сиренко, появились рецензии, в которых с восторгом писали о величественной украинской музыке, которая совсем не известна польским слушателям.
Нужно отметить, что мой фонд «Pro musika Viva» — внеправительственная общественная организация, и я даже не думал о какой-то регулярности фестивалей. Они проходили, когда находились средства. Ныне прошел уже четвертый фестиваль. Он показал, как много прекрасной современной украинской музыки. Мне очень приятно, что в Украине есть большой пласт молодых и талантливых композиторов. Кстати, среди них много «детей» львовского фестиваля «Контрасты». Большинство из них учились в Львове, ходили на концерты фестиваля, узнавали какие-то новые идеи. А сегодня они уже по-своему воплощают их в жизнь.
— По вашему мнению, что нужно сделать, чтобы расширить мир украинской музыки и чтобы ее услышала зарубежная публика?
— Нужна разумно поставленная цель и методическая ее реализация. Например, с конца 1950-х в Польше существует фестиваль «Варшавская осень». Он стал местом встречи Запада и Востока. Сюда приезжали композиторы из разных стран, в частности и из бывшего СССР, которые не могли представлять свои произведения на Западе. Здесь были первые исполнения произведений А. Шнитке, С.Губайдулиной, Э. Денисова. Примечательно, что фестиваль может нести информацию о музыкальных событиях в мире. Уровень и качество исполнения музыкальных произведений на форуме должно быть очень высоким.
— Как сегодня поднять интерес слушателя к современной академической музыке и привлечь молодежь в концертные залы?
— Фестиваль «Варшавская осень» испытал кризис, лет 10 назад залы были неполными. Но руководителям фестиваля, Союзу польских композиторов удалось исправить ситуацию. Во-первых, добились лучшего финансирования, сумели убедить Министерство культуры, что этот форум поднимает авторитет польской музыки в мире. Ныне посещать концерты авангардной современной музыки стало престижным для молодежи. Во-вторых, был проведен ряд удачных маркетинговых акций, направленных именно к молодому слушателю. Это — выход из привычных концертных залов к постиндустриальным пространствам. В помещениях фабрик, промышленных зонах проводились акции, где звучала музыка авангардных композиторов. Сейчас «Варшавская осень» проходит с переполненными залами, несмотря на то, что музыка очень сложная для восприятия. В этих произведениях используются новейшие технологии, демонстрация на экран, применяется электронная техника, даже элементы рок-музыки. Так, «Страсти» Павла Микитина — очень популярного сегодня в Польше композитора, используют фрагменты рок-музыки. Подобные акции действительно находят свою публику, которая сегодня требует рафинированно-интеллектуальной игры. Организаторам фестивалей удалось дойти до молодых людей, которым 20 и даже меньше. Это другое поколение — они «живут» в интернете, в фейсбуке, но залы всегда переполнены. Это, повторюсь, удалось добиться настойчивым трудом на протяжении 10 лет.
Украина должна проводить свою музыкально-культурную политику — нужны аудиозаписи, ноты. Без инвестиций в эту сферу трудно надеяться на хороший результат. Здесь нужна государственная политика, понимание, что инвестиция в культуру добавляет хороший имидж Украины в мире.