Многолюдная и эмоциональная акция, состоявшаяся в бывшем городе Порицк (а ныне — Павловцы), что близ государственной границы Украины и Польши, названа общественной инициативой почтения памяти жертв Волынской трагедии 1943 года. Десять лет назад с Павловки фактически начался процесс взаимного прощения, когда на открытии памятного знака жертвам межэтнического конфликта Президент Польши Александр Квасьневский и Президент Украины Леонид Кучма от имени своих народов сказали: «Прощаем и просим прощения!».
Организовали совместное мероприятие, в котором приняли участие украинские и польские граждане, представители интеллигенции из Киева и Львова, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки и Украинский католический университет, а соорганизаторами выступили Польско-украинский форум, Образовательный Фонд Яцека Куроня, Фонд семьи Шептицких, Объединение украинцев в Польше, Украинский институт изучения Холокоста «Ткума» (Днепропетровск), Юго-Восточный научный институт в Перемышле.
Собственно, это была совместная молитва во время экуменического богослужения, потому что именно в таком почитании и в такой памяти прежде всего нуждаются невинно убиенные.
— И в Старом, и в Новом Заветах есть заповедь Божья, к которой нет никаких комментариев, потому что она в этом не нуждается: «Не убий». И каждый народ, почитающий Господа, ее признает по одной простой причине: от небытия к бытию человека призывает Бог. И жизнь человеческая, как и смерть телесная, — лишь в Его воле. Взгляните на это кладбище: мы не видим, кто здесь похоронен, какой национальности, пола, возраста... Всех покрыла одна земля. Поэтому Божья заповедь любви к Господу и ближнему должна побудить нас всех здесь просить прощения и каяться самим, — говорил в своей проповеди митрополит Луцкий и Волынский Украинской православной церкви Киевского патриархата Михаил.
Лукаш ЯСИНЯ, историк и публицист, Люблинский католический университет:
— Польско-украинское единение — это очень важное дело, которое обоим народам нужно делать лучше, чем мы делаем сейчас. Моя семья в результате тех событий была выселена с территории современной Ровенской области в 1944 году. Я родился и жил в Грубешове, где живет много людей, семьи которых тоже в свое время жилы на территории Волыни. Они многое вспоминали, и мне очень важны были эти воспоминания, потому что я пытался разобраться в событиях, о которых шла речь. Для меня это было очень важно: понять. Очень рад, что теперь мы вместе работаем над этим пониманием. Я уже не имею проблемы с тем, прощать ли украинцев, нужно ли украинцам прощать поляков... Думаю, нам нужно говорить об истории, вместе жить и молиться за невинно убиенных.
Игорь ЮХНОВСКИЙ, академик:
— Я, в частности, имеющий отношение к созданию украинского независимого государства, глубоко сожалею, прошу прощения у поляков за действия украинцев и прощаю полякам за их действия против украинцев. Но удивляет следующее: извинения и прощения уже поприсили наши президенты, так почему мы опять возвращаемся к этим событиям? Почему это делают в Польше? Не дай бог это начнут повторять в Украине, потому что развертывание конфликта не будет выгодно украинцам. На Украину оказывается безумное агитационное и политическое давление как со стороны России, так и ряда европейских государств. Распространяется мнение, создается впечатление, что Украина, которую когда-то подорвали трагедией массового убийства голодом, что Украина якобы была в войне источником гитлеровского антисемитизма, что Украина не имела права иметь свою Украинскую Повстанческую Армию. УПА, которая боролась против захватчиков, воевала не на польской, не на российской, не на немецкой, а на своей, украинской стороне. В соседнем государстве видят, что Украине тяжело. Что ее правительству не хватает денег, что ее можно политически расшатывать. Что, как знать, возможно, в будущем на Волынь можно будет претендовать. Все это утопия. Но она тем больше оживает, чем большим становится разрыв между администрацией и народом в Украине.
Накануне этой акции в Восточноевропейском национальном университете имени Леси Украинки прошла всеукраинская научная конференция «Волынская трагедия: через историю к пониманию». То, что этот путь еще слишком непростой, подтвердило даже почитание невинных жертв в Павловке и Сагрине. Острую дискуссию вызвало принятие совместной декларации во время семинара «В объединенную Европу — примиренными».
Пережитое и сегодня не дает стать лицом к истории ни полякам, ни украинцам, считает профессор Украинского католического университета, один из участников общественной инициативы профессор Ярослав ГРИЦАК:
— Часто спрашивают: «И сколько мы должны извиняться?!». Должны извиняться так, как сказал Иисус Христос: семьдесят раз и по семь раз. Нет примирения как такового раз и навсегда. Об этом очень хорошо сказала в свое время Маргарет Олбрайт: «Примирение — это как езда на велосипеде. Нужно все время крутить педали. Как только перестаешь крутить — падаешь». Потому что всегда, и с обеих сторон будут люди, не желающие примирения. И значение этой акции, которая проходила в украинской Павловке и польском Сагрине в том, что она прошла на Волыни, в эпицентре тех трагических событий. Потому что всегда мирились за пределами Волыни: дискутировали в Варшаве, Киеве, Львове... Эта акция еще важна тем, что она общественная, что имеет церковную основу, потому что когда говорит слово молитвы, политика должна замолчать. Когда сегодня мы все вместе, на украинском или польском, произносили «Отче наш.», это заставляет думать, заставляет осознавать слова: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должников наших». Я всегда говорил, что послевоенная Европа возникла из французско-немецкого примирения. Польско-украинское примирение дает нам шанс на распространение Европы на Восток.
Николай ОНУФРИЙЧУК, председатель Волынского областного общественно-культурного общества «Холмщина»:
— В первом варианте звучали слова о «сотнях тысяч убитых поляков», о спланированной на Волыни против поляков акции... Но на Волыни столько поляков в то время даже не проживало, сколько называют жертв некоторые польские исследователи. А борьба против украинцев на территории истинно украинских земель — Холмщине началось еще задолго до июля 1943-го, которым датируют начало Волынской трагедии. Украинское село Пасека было уничтожено польскими боевками еще в 1942-м, а его выжившие жители были добиты в Сагрине. В том же 1942-м уничтожили и село Майдан-Сопотовский, а против украинской интеллигенции, священников, даже более-менее образованных людей, общественных активистов украинского происхождения на Холмщине начались репрессии еще в 1941 г., и этому всему есть документальные подтверждения. А украинские села в нашем крае начали сжигать еще с весны 1943-го, задолго до месяца июля...
* * *
И на этот раз, как и в предыдущие годы, представители Волыни молились совместно с гражданами Польши в селе Сагринь, где еще 5 лет назад был построен в соответствии с общей межправительственной программой мемориал жертвам межэтнического противостояния. Но этот мемориал до сих пор торжественно не открыт, не освящен так, как аналогичный памятником в Павловке. А за это же время в Украине открыты три аналогичных обелиска невинным жертвам польского происхождения. От украинцев, говорит Николай Онуфрийчук, требовали документального подтверждения личности каждого, чье имя должны были высечь на стеле в Сагрине. Ему удалось собрать свидетельства более чем о 600 лицах, среди которых 60 — пожилые люди в возрасте от 60 до 90 лет, 300 человек женского пола, дети — от колыбели до подросткового возраста. Поэтому говорить, что в этой беде виноваты украинские повстанцы, как утверждают часто в соседней стране, считает Онуфрийчук, просто грех.
У обоих народов, которые по Божьей воле обречены быть соседями, были и Каины, убивавшие своего ближнего, и Авели, любившие своего ближнего, как Господь завещал. Поэтому и выступление депутата Европарламента от Польши Павла Коваля о том, что в Европе не желают носить каинову печать, участники акции общественного почитания невинных жертв обоих народов восприняли как призыв простить и раскаяться за прошлое, потому что без этого не будет будущего.