Во Львове, в Украинском католическом университете, состоялась презентация книги о Папе Иоанне Павле ІІ «Конец и начало», написанная его биографом — американцем Джорджем ВАЙГЕЛЕМ. Кстати, в прошлом году его бестселлер о понтифике «Свидетель надежды» вышел в переводе на украинский язык также в издательстве УКУ.
Джордж ВАЙГЕЛЬ — католический теолог, философ, библиограф Святейшего Отца Иоанна Павла ІІ, старший сотрудник Центра этики и общественной политики в Вашингтоне (США), автор около 20 книг, один из самых известных американских экспертов по проблемам связи религии с общественной жизнью.
Поскольку господин Вайгель летел во Львов через Киев, «День» использовал возможность с ним пообщаться — в Посольстве Ватикана в Украине.
***
— Ваша книга о Папе Иоанне Павле ІІ стала бестселлером — время идет, а интерес к ней не угасает. Как вы думаете — почему? Ведь изданы и другие биографические книги о понтифике.
— В 1995 году я взялся за написание «Свидетеля надежды» с ощущением, что пишу об одной из самых масштабных фигур ХХ века, чья биография в книжной форме не была всеобъемлюще представлена. Очевидно, потому что другие биографы не воспринимали серьезно его как человека веры и не особенно вникали в интеллектуальную жизнь Святейшего Отца. Это все равно, что писать биографию Майкла Джордана, обходя сам баскетбол. Моя книга до сих пор резонирует, по-видимому, потому что я попробовал представить Святейшего Отца таким, каким он был в действительности.
— Что вам, прежде всего, приходит в голову, когда речь заходит о Папе Иоанне Павле ІІ?
— 14 декабря 2004 года мы вместе с ним ужинали. Исполнялась седьмая неделя после смерти моего отца. Я переживал утрату. Понтифик был болен. Выглядел уставшим — много разных событий произошло в его жизни за это время, пока не виделись. Однако самое первое, что он спросил, увидев меня: «Как ваша мама после смерти своего мужа?» То есть у него было большое сердце душпастыря. И на склоне жизни он еще больше переживал собственное призвание быть хорошим душпастырем, хотя со времени рукоположения его на священника прошло более 50 лет.
— Работа «Конец и начало», презентация которой на днях состоялась во Львове, — это продолжение «Свидетеля надежды»?
— Собственно, она завершает историю Святейшего Отца. С 1998 по 2005 годы у меня была возможность глубже познакомиться с архивными материалами в Польше, Германии. Тогда обратил особое внимание на вопрос экуменизма, который Папа, говоря современным языком, лоббировал. Наконец, и на другие вопросы, например, в отношении ситуации с христианством в Европе, над которыми понтифик размышлял.
— В популярном фильме «Крестный отец-3» кардинал Ламберто говорит Майклу Карлеоне: «Взгляни на этот камень. Он лежит в воде очень долго, однако она так и не проникла в него. Так и с людьми. Веками они окружены христианством, но Христос не живет в них». По вашему мнению, это является причиной секуляризации в Европе?
— Думаю, что есть два источника христофобии в Европе.
Первый — концепции, которые возникли в XIX веке. Согласно им, Бог из Святого Письма является врагом человеческой свободы. Но это неправда. Человекоубийства, совершенные в ХХ веке, как раз являются доказательством того, что происходит в гиперсекуляризованном мире.
Второй — слабые места самой Церкви. Например, ее неэффективность в проповеди Евангелия. Далее — она сама не живет согласно Новому Завету и как результат, по словам Папы Франциска, становится автореферативной. То есть ленивой и самоудовлетворенной. Собственно, когда Церковь забывает большой мандат посланничества, написанный в главе 28 Евангелия от Матфея (Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их хранить все то, что Я вам завещал. И вот Я буду находиться с вами повседневно вплоть до конца века! — Ред.), тогда становится незащищенной. Следовательно, встреча этих двух реальностей спровоцировала нынешнее состояние Европы.
Кстати, на сегодняшний день одна из самых больших проблем Западной Европы — демографическая. Она возникла в результате секуляризации. У человека генетически заложено почитание Бога. Если нет настоящего объекта почитания, им станет идол. Теперь идолом является человеческое «Я». Люди зациклены на себе и не думают о будущем. Были природные катаклизмы, войны, нашествия... Но этого еще никогда в истории не было.
— Недавно Папа Франциск сказал, что хочет, чтобы Церковь активно шла в мир. Понтифик понимает, что она может пораниться там. Как, например, с человеком, который выходит из дома, может произойти несчастный случай. Однако Святейший Отец больше готов принять раненную Церковь, чем Церковь, зацикленную на себе. Так с чем, по вашему мнению, ей нужно идти в мир?
— Я об этом книгу написал, которая, надеюсь, тоже будет переведена на украинский язык и издана. Очевидно, Папа Франциск читает ее. Шучу. Нет необходимости читать ее. Он знает, с чем Церкви идти в мир.
Страны Запада живут в тревоге, даже, панике. Первая причина — людей мучает чувство вины. Это — неуспокоенная память о страшном ХХ веке. Вторая — фальшивые представления о том, что значит быть человеком. Когда Церковь показывает Христа, Который нам объявляет лицо милосердного Бога-Отца, мы встречаемся с Единым, Кто может успокоить нашу вину. Также через Христа встречаемся с истинным пониманием, что такое быть человеком. Христианство не предлагает побег от мира. Напротив, схватывание правды о мире. На глубоком уровне.
— Кстати, в переписке Умберто Эко с миланским архиепископом Карло Мартини, к сожалению, уже покойным, писатель писал, что Европа всецело пронизана страхом.
— Абсолютно. В Европе господствует страх будущего. То есть страх относительно самих себя. Страх, порожденный пониманием, что мы сделали себе в ХХ веке. Вышеупомянутое приводит к боязни создавать семьи, друг друга в обществе, что затрудняет развитие демократии. Думаю, Умберто Эко это имел в виду.
— Известный экономист Богдан Гаврилишин как-то в интервью «Дню» сказал, что Украина еще не потеряла чувство родственности и искренней приветливости в отношениях между людьми. Собственно, это она может передать Европе, где практически все живут отчуждено друг от друга. А в духовном плане, как вы думаете? Ведь более 70% украинцев считают себя верующими.
— Украина является примером страны, глубоко укорененной в своей духовности. Собственно, в силу этого и не была уничтожена национальная культура и украинская идентичность.
— Существует утверждение, что религиозная ситуация в США несколько лучше, чем в Европе.
— Да. 85—90% американцев считают себя верующими. Однако существует социальный вызов — американская культурная элита очень секулярная. И это правительство самое секулярное в истории США. Поэтому американцы вновь должны бороться за свою религиозную свободу. Эта же проблема существует в Европе, когда агрессивный секуляризм встречается с политической корректностью. Как результат, получается то, что Папа Бенедикт XVI назвал диктаторством релятивизма.
— Известно, что вы — сторонник экуменизма. С вашей точки зрения, сегодня ради каких вопросов христианам нужно объединяться? И не кажется ли вам, что в некоторых христианских церквях и деноминациях разговоры об экуменизме продолжаются в угоду времени?
— Эти вопросы на поверхности: дела милосердия, защита супругов, права на жизнь — от зачатия до природной смерти, религиозная свобода. Христианам вместе нужно строить публичную культуру жизни. Это неплохая дорожная карта на ближайшие 50 лет.
Наш опыт в Америке свидетельствует, что верующие начинают работать вместе вокруг этих вопросов. И разрешение локальных проблем набирает богословский характер. И это является, мне кажется, матрицей для экуменизма — экуменизм снизу вверх. Результаты должны быть очевидны через поколение-два.