Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Современные святыни от Катерины Косьяненко

11 июля в киевской галерее «Триптих» откроется выставка «SUMMERTIME»
10 июля, 2013 - 12:39
ОДНА ИЗ РАБОТ, 2011 г. / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ВЫСТАВКИ

Автор экспозиции Катерина Косьяненко, которая работает в станковой живописи. В 2009 г. художница стажировалась в Cite internationale Des arts (Париж). Дважды принимала участие в проектах фонда «Matrix Orange» (Нидерланды). Ее работы имели возможность оценить посетители персональных выставок художницы во Франции, Нидерландах, Италии.

Недавно картину «Остановка «Парадайз» можно было увидеть на V Всеукраинском Триенале «Живопись — 2013», проходившем в Доме художника. В настоящее время в галерее «Триптих» это первая персональная выставка мастера в Украине.

Катерина Косьяненко неоднократно касалась глубинных тем украинского народа в сериях своих картин. Серия «Тени забытых предков» (2002) — одна из первых полноценных серий художницы, которую можно выделить как поиск собственного стиля. Все картины выглядят будто бы немного в тумане. Это тени предков, которые проступают сквозь воспоминания («Дети в церкви», «Свадьба», «Маричка заглядывает в окошко» навеянное повестью Михаила Коцюбинского и фильмом Сергея Параджанова).

Серия «Календарь» (2003—2005) через традиционные праздники рассказывает о каждом из месяцев года. Увидев сюжет картин «Покрова» и «Крещение», «Мыкола», «Варвара», «Катерина» или «Явдоха» и других, сразу понимаешь, о какой поре года идет речь. Каждая из картин передает не просто цвет или оттенок месяца, она передает настроение людей из каждого праздника.

«Мамаи и Мамаивны» (2006—2010) теплыми коричневыми тонами рассказывают об украинской боли и щемящей боли от песен, о любви и прощании, о судьбе украинских женщин, мужчин и детей. А красные и синие цвета вплетают радость и веселые нотки в нашу историю. Вышитые рушники в руках женщин на картине «Катерины» передают современный взгляд на вечный быт и традиции.

Напомним, Катерина Косьяненко занималась росписью-реконструкцией стен Церкви Благовещения Божьей Матери при НАУКМА. Интересное место в творчестве художницы также занимают портреты. Она утверждает, что обычно рисует друзей. Катерина занимается и графикой, в основном это эскизы, нарисованные в путешествиях, изображающие архитектуру и природу Италии, Польши, Голландии, и, конечно же, Украины — Крыма и Карпат и, обязательно, Киева. Ее куклы, выполненные в авторской технике, напоминают персонажей ее картин: яркие, веселые, и, в то же время, грустные, они составлены из разноцветных кусочков, как и наша жизнь составлена из переплетения боли и радости.

На выставке в галерее «Триптих» представлены работы последних лет. В январе их увидели в Ницце, а в настоящее время — киевская публика.

Это серия картин «Оболонские святые» (2012—2013), в которой совмещаются классика и традиции написания святых с современностью. К привычным образам добавляются мобилки, маршрутки, интернет. Святые изображены на фоне оболонских многоэтажек и пейзажей, рядов и заборов. Например, «Варвара» держит в руках пластиковый стакан, наполненный вином, «Наталья» — святая, которая оберегает брак, семью, изображена с обручальным кольцом. «Татьяна», которую бросили в пещеру со львами, но она выжила, всегда изображается с чашей, в которой вино — символ страстей и страданий, а «Катерина» — с пальмовой ветвью. Странно видеть «Михаила» на коне, ведь иконографический Святой Михаил так никогда не изображается. Впрочем, есть присказка: если 21 ноября идет снег, то это Михаил приехал на белом кону. Поэтому картина олицетворяет приход зимы.

Современные реминисценции отслеживаются и в других картинах. Например, картина «Айфон» представляет нашу каждодневность — жизнь в ожидании звонка. «Остановка «Парадайз» изображает апельсины, хурму, оливку, каштан, яблоню, тополь — все деревья, которые олицетворяют райское наслаждение. Но Парадайз за забором, как и в жизни — Парадайз можно искать очень долго, и так и не найти. «Аэропорт» — о жизнях художниц, которые несут картины как крест, как свой жизненный путь, перевозя их из страны в страну.

Например, «Зеленые ряды» — о похожести Кракова на старый Киев, которого уже нет, а еще это Киев детства художницы, где холмы с тенями ассоциируются с вечностью...

Лилия БЕВЗЮК-ВОЛОШИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ