Украинский медиа-ланшафт за последние полгода претерпел изменения. Постоянно появляется информация о смене собственников СМИ. Это коснулось и телеканала «Интер», который имеет одну из наибольших аудиторий и покрытие в Украине. Каким будет обновленный «Интер»? Каких тенденций ждать на отечественном медиа-рынке? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «Дню» рассказала руководитель Inter Media Group, член наблюдательного совета телеканала «Интер», заместитель председателя Федерации работодателей Украины, председатель Федерации работодателей медийной отрасли Украины Анна БЕЗЛЮДНАЯ.
— По возвращении на «Интер» вы говорили о том, что канал по своей сути может стать общественным. Что вы имели в виду? Какие темы являются общественными?
— Я очень высоко оцениваю роль телевидения в современной жизни, его влияние. И поэтому, развлекая, информируя или просвещая, телевидение должно быть по сути своей достаточно ответственным. И, естественно, у «первой кнопки», каковой является «Интер», есть общественная миссия, соответственно, и общественная позиция должна быть четко выраженной.
Телевидение, кроме прочих, выполняет и достаточно серьезную объединяющую функцию. Тот эффект сопричастности какому-то событию, который дает телевидение, особенно в прямом эфире, не может сравниться ни с чем.
Темы для проектов мы берем из жизни, это естественно. Вопрос идеи. Не проблема просто о чем-то поговорить. Вопрос, зачем о чем-то говорить, зачем что-то показывать, зачем о чем-то снимать проект. В этом и появляется смысл, в этом и есть общественная позиция.
Это не касается всех программ 24 часа в сутки. Но появляются и будут появляться проекты общественно значимые. Мы убеждены — все, кто работает над этими проектами — что сегодня в Украине они необходимы, люди их ждут.
«ИНТЕР» ПОДНИМЕТ ТЕМЫ «ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ»
— Какие программы должны быть на обновленном «Интере»?
— Конкретных программ по понятным причинам я сейчас назвать не могу. Если идти в логике предыдущего вашего вопроса — это те темы, которые не оставляют людей безразличными. Сегодня это все, что касается «отношения человека к человеку». Достаточно все разобщены. Очень многие люди чувствуют отсутствие внимания, при том, что у них семья, работа, друзья, вроде бы все есть — а человек живет в каком-то своем обособленном мире. У людей есть огромная потребность в общении.
В мире, когда каждый сам за себя, когда материальное часто превалирует, если ты успешен, то тебя считают счастливым, реальные отношения, эмоции уже уходят на второй план, а на самом деле это самое важное для человека.
Мы будем поднимать те темы, которые в людях пробуждают естественную человеческую реакцию, не оставляют безразличным. Это выполнимо. Телевидение оказывает достаточно серьезное эмоциональное воздействие. Возможно, благодаря нашим проектам что-то будет меняться в мире, в котором мы живем сегодня.
При этом, безусловно, мы хотим обеспечить высокие рейтинги. Эти задачи не противоречат друг другу. Есть задачи чисто телевизионные, они понятны — это увеличение отрыва как «первой кнопки». Потому что, как всем известно, есть «Интер» и все остальные каналы.
— Вы ставите перед каналом непростые задачи, но если их будет выполнять «первая кнопка», то и другие каналы будут тоже как-то менять свои подходы к зрителю. А зритель готов к проявлению такой общественной позиции?
— Зритель не просто готов, я убеждена, что у него в этом есть потребность. Вопрос в том, как донести общественно значимые идеи. Это вопрос нашего профессионализма: какие выбрать форматы, как сделать так, чтобы люди посмотрели эти программы. Я надеюсь, что мы сможем сочетать и достижение этих целей, и высокие цифры.
— А возможно успешно реализовать общественную функцию телевидения без появления новых героев?
— Конечно, невозможно, человек говорит с человеком. И зритель хочет видеть человека, хочет видеть ведущего, хочет видеть понятное для себя лицо. На канале должно быть больше узнаваемых лиц и брендо-образующих проектов. Новые лица уже появляются и будут появляться в эфире.
— Как считаете, почему в Украине не так уж и часто появляются собственные звезды? Какие телевизионные герои сегодня нам нужны?
— Звезд много не бывает. На то она и звезда. Когда много звезд, тогда уж слишком светло (улыбается). Во-первых, телевизионным ведущим нужно родиться. Этому нельзя научиться в принципе, я уверена. Во-вторых, конечно же, нужно очень много работать над собой и вообще много работать. И обладать определенным набором качеств — в зависимости от формата. Ведущий не может быть интересным и достаточно ярким в эфире, если в жизни не является интересной личностью. Если он в жизни «никакой» и вдруг — хороший ведущий — так не бывает. Это очень сложная работа, плюс публичная, не так просто быть всегда на виду. Поэтому их просто не может быть много. Это же тоже выбор человека — быть ведущим. Я, скажем, особо никогда не хотела. Хоть у меня и был такой опыт, мне репортерско-журналистская работа всегда была намного интереснее.
В Украине с 1990-х и по сегодняшний день, я считаю, появилось немало лиц интересных, среди них однозначно есть звезды. Они узнаваемы, они любимы зрителем. Мое глубокое убеждение, что нужны ведущие, которые будут полностью соответствовать этому слову, которые будут в чем-то лидерами для зрителя. Это важно: не просто человек, хорошо говорящий, симпатичный, обаятельный и даже очень умный, но должен быть какой-то посыл, внутренняя потребность сказать что-то людям. Для некоторых проектов ведущий должен быть готов к предельной степени искренности. Вот если этого не хватает, то человек не станет тем ведущим, которого сегодня ждут. Всегда нужны личности и лидеры. Но сегодня, я думаю, особенно.
— Отсутствие системы поддержки тех, кто талантлив, но материально не подготовлен к успешному жизненному старту, так называемых «социальных лифтов» в украинском обществе — это следствие доминирования старой системы мышления, не осознание украинской элитой своей роли в формировании государства или что-то другое? Почему так произошло? Как это исправить?
— Потому что одна система разрушена, другая еще не создана. 20 лет — это действительно очень мало. Даже для одного человека — существенный период, но не вся жизнь. Просто, скажем, времени мало прошло, если так искать какое-то оправдание. А если не искать, то вообще смысл в чем? В зарабатывании денег и достижении успехов, создании бизнеса или приводе партий к власти?.. Я так не думаю. Это, конечно, важно все, как механизм достижения целей, но цель же должна быть какая-то другая, наверное.
«ТЕ, ЧТО ПРОБИВАЛИСЬ НАВЕРХ САМИ, ПОСТРОЯТ «СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ»
Я считаю так: если человек способен, если он хочет, он все равно своего добьется, никакой «лифт» он стоять и ждать не будет. Но, безусловно, общество должно создавать возможности, потому что не могут все быть такими сильными и целеустремленными. Люди разные, и это нормально. И поэтому, конечно, один способен пробиться, один из тысячи. Были бы условия, были бы эти «лифты», как вы сказали, то тогда был бы он один из ста. Конечно, это более правильно.
Я думаю, что сейчас пробиваются те, которые могут и без «лифтов». И вот потом, когда человек прошел все этапы и сам себя сделал, и чего-то достиг, тогда он способен уже и отдавать. Так вот эти люди эти самые «лифты» и построят. Просто пока их не так много, как нам всем хотелось бы.
— Прокомментируйте, пожалуйста, продажу UMH group. По вашему мнению, это хорошая новость или сигнал об опасности? Называют разные причины: от простого перераспределения медийного рынка до старта медиа-войны между олигархами. А вы как считаете, что в основе?
— Это хорошая новость. Я рада за Бориса Ложкина — хорошая сделка, очевидно. Украинский медиа-холдинг — успешная компания. У меня самые позитивные впечатления от работы с UMH под руководством Ложкина. Он проделал серьезную работу, вложил много сил в этот холдинг, он очень профессиональный и самодостаточный человек. И то, что он принял решение продать бизнес и заниматься новыми проектами, я прекрасно понимаю. Человек не должен останавливаться на достигнутом.
— Как эта продажа повлияет на дальнейшую работу холдинга и в целом украинского медиа-рынка?
— Я не знаю об этой сделке больше, чем все остальные. Как-то оно будет, посмотрим. Если, в принципе, люди захотят в этом видеть бизнес, то они будут видеть в бизнес. Если они захотят это превратить в орудие против чего-то или в механизм для достижения чего-то, это будет их решение. Они могут это оставить в том виде, в котором есть, могут развить, могут уничтожить. Откуда я знаю, каким путем они пойдут? Это их выбор.
— Оцените по 12-бальной шкале развитие информационного пространства в Украине.
— Восемь баллов. На рынок влияет много факторов. Для любого бизнеса важно, чтобы экономика развивалась. Рост рекламного рынка очень важен для развития медиа. Безусловно, как и любая другая отрасль, медиа зависит и от позиции государства, его готовности создавать условия для развития медиа-индустрии. Важна активная позиция представителей индустрии — в защите и продвижении своих интересов. Нужно добиваться тех условий, которые позволят нам всем развиваться.
«В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ У ЛЮДЕЙ ОЧЕНЬ СЛАБАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЛОВА»
— Европейские эксперты говорят, что нынешнее состояние украинского медиа-рынка во многом обусловлено тем, что большинство собственников каналов, газет, каких-то радио рассматривает медиа не как бизнес, а как способ политического влияния.
— Я с этим не согласна категорически. Честно говоря, в современном мире очень, я считаю, слабая ответственность у людей за слова, в том числе и в Европе, и где угодно. То есть если человек родился в Европе и у него паспорт какой-то страны Евросоюза, это еще не значит, что он лучше или умнее, чем мы с украинским паспортом. Важен реальный опыт и реальные знания, а не оценки каких-то экспертов только на том основании, что они «европейские». При всем моем уважении к европейцам и любви к Европе.
— Но вы же не будете отрицать, что сегодня некоторые украинские СМИ используют в качестве орудия?
— Я не буду отрицать, что во всем мире СМИ используются в качестве рупора для донесения различных точек зрения. Для того они изначально и создавались, простите меня, конечно, за транслирование очевидных вещей. Это такой бизнес. У каждого бизнеса своя специфика. Какой конечный продукт медиа? Это общественное мнение, общественное сознание. Так во всем мире. Давайте не будем передергивать здесь и играть в какие-то такие лжеигры. Если продолжить этот ответ, то я, естественно, на 100% убеждена, потому что отвечаю за эту ситуацию, что Интер-медиа-группа — это реальный бизнес, да, который переживает определенные сложности, как и вся телеиндустрия в целом. Но исходя из того, какие цели, требования сегодня выдвигаются со стороны акционеров, конечно, это бизнес. Не бывает игрушек такого масштаба. Это надо понимать. И то, что я вижу, общаясь со своими коллегами, с руководителями других телегрупп, конечно, это бизнес.
— Из чего состоит ваше ежедневное информационное меню?
— Не хватает времени самостоятельно прочитывать все, что хочу. Поэтому мой день начинается с краткого мониторинга всех СМИ по интересующим меня темам.
— Но ведь есть издания, которые вы обязательно читаете или просматриваете, если появляется свободная минутка?
— Читаю преимущественно в самолетах. Если у меня есть выбор, то отдаю предпочтение книгам. Конечно же, есть издания, к которым я отношусь с уважением и интересом. Безусловно, к ним относится «День». Читаю «Комментарии», «Фокус».
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ НАЧИНАЕТСЯ С СЕБЯ»
— Вы как-то сказали, что если бы украинская пресса была более качественной, вы бы, наверное, ее больше читали. Чего не хватает нашим СМИ, может быть, последовательности в отстаивании национальных интересов?
— Вопрос не в национальных интересах. Я не читаю многого потому, что мне это не интересно. Мне не нравится, как это написано, — я внимательно отношусь к слову. Я не хочу засорять свой мозг какими-то банальными формулировками. Или не читаю, потому что я это и так знаю или мнение автора мне не интересно. Потому что он для меня не авторитет. Я бы хотела, чтобы была в Украине одна массовая ежедневная газета, которую есть потребность почитать утром. Как есть во многих европейских странах. Если кто-то в конце концов сделает такую газету, то люди будут идти и покупать ее утром. И время для нее я находила бы однозначно, потому что понимала, что вместе со мной ее читают еще миллионы людей.
Что касается национальной идеи — это очень важный вопрос для всех. Не только для медиа. Тут нужно поучиться отношению друг к другу. Здоровому патриотизму нужно поучиться, и гордость за страну научиться испытывать, принимать успехи других.
Национальная идея... — Так дайте нам национальную идею! — А может, ты сам подумаешь, какая национальная идея? Эта активная позиция начинается с себя. Не всем она, кстати, нужна — люди разные. Если мы говорим об активной части общества, то нужно требовать не от других, а от себя — больше толку будет.
— Как опытный менеджер скажите, считаете реальным создать в Украине успешный культурно-исторический ТВ-продукт и что для этого нужно?
— С точки зрения бизнеса, я однозначно скажу — это будет невозможно. Он будет дотационным, он не принесет прибыли. Это будет очень дорогой проект, ведь для того, чтобы его смотрели, он должен быть качественным. Теоретически это в каком-то виде, в какой-то части можно будет сделать только в рамках существующей коммерческой схемы, в которой работают каналы.
«МЫ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ КИНО»
— Опираясь на свой опыт, скажите, почему сегодня практически не снимается украинское документальное кино?
— Две причины: люди и деньги. В 2007 году, когда я в качестве генпродюссера пришла на Интер, я создала документальный продакшен в группе, который производил достаточно большое количество документальных фильмов. У нас была успешная линейка в 22.30, были высокие показатели смотрения. Документалистика была отличительной чертой Интера. К сожалению, эта линейка ушла из эфира. Я не буду анализировать, это было все после меня. Я в этот жанр верю, он востребован, он людям нужен. Но не так просто возродить. Мы уже занимаемся документальным кино. Интер снял фильм о Квитке Цисык, был в эфире фильм о легендарном тренере Динамо-Киев Олеге Базилевиче, к годовщине ухода Богдана Ступки Интер снял фильм «Забудьте слово смерть», в день Крещения Руси мы покажем тематический документальный фильм собственного производства. Мы будем заниматься документальным кино, вопрос – в каком объеме. Время покажет.
— А будет ли «Интер» увеличивать долю продукта собственного производства украинского по содержанию, продукта о самой Украине?
— Мы развиваем и будем развивать собственное производство. Будет часть продукта, как вы говорите, украинского по содержанию, но для меня это вообще не принципиально. Я считаю, что информация не должна замыкаться в рамках государственных границ. В мире очень много интересного — идей, людей, событий. Украинцы очень мало знают о мире. Слава Богу хоть ездят уже больше. Иногда себя можно лучше узнать, если посмотреть чьими-то глазами.
«НАДО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ В ЦЕЛОМ МЕДИА-ОТРАСЛЬ НЕ РАЗРУШАЛАСЬ, А РАЗВИВАЛАСЬ»
— Вы возглавляете Федерацию работодателей медийной отрасли. С этой площадки вы будете инициировать изменения в налогообложении (другие законодательные изменения) для национального теле- и кинопроизводителя?
— Безусловно. Если мы хотим сохранить телевизионное производство, которое имеет свои традиции, достаточно хорошее качество, конкурентоспособно на других рынках, то мы должны создать эти условия. Страна, я имею в виду. Потому что сейчас индустрии реально тяжело. Мы хотим сохранить новое украинское телевидение для зрителя и для страны.
Страна должна создать благоприятные экономические условия, чтобы в целом медиа-отрасль не разрушалась, а развивалась. Если поддержка государства и общества будет — будет толчок к серьезному росту и развитию. Развитие телепроизводства в Украине — это рабочие места, это рост профессиональной квалификации наших специалистов — операторов, режиссеров, журналистов и т. д.
— Почему Федерация работодателей Украины и «Интер» поддержали и провели в Запорожье концерт «Весна на Заречной улице»?
— Потому что мы полностью разделяем позицию федерации и ее главы Дмитрия Фирташа в этом вопросе. Это было спецсобытие с абсолютно понятной идеей. Федерация хотела подарить людям праздник, сказать миллионам людей «спасибо» за их труд. Они нелегко работают, каждый день, может, не за очень высокую заработную плату, как хотелось бы всем, включая собственников. Но это одна сторона вопроса. Важная, бесспорно. Но есть и другое — о чем мы говорили в начале разговора — это же жизнь, людям нужно многое, и говорить «спасибо» тоже. Человек должен понимать, что кому-то важно то, что он делает. Что кто-то об этом думает и ценит. С этого начинается нормальное отношение к людям и к своему делу. Поэтому когда возникла эта идея, я активно ее поддержала. Предложила формат, творческое решение. Я очень рада, что этот проект состоялся, что он был успешным и запомнился. 40 тысяч зрителей пришли на концерт в Запорожье. Были высокие цифры в эфире на «Интере», мы выиграли. Значит, это нужно людям. Вот это и есть общественная позиция.