Двери его самодельной машины открываются двумя способами: вручную и с помощью дистанционного управления. Такой навигацией вряд ли может похвастаться отечественный автопром, а вот Виктор Семенович Филоненко, 74-летний дончанин, свое детище успешно применяет в жизни. Уникальный суперкар он сделал сам. Точнее, продолжает совершенствовать с 1983 года — с тех пор, как впервые принял участие в автопробеге. Автомобиль сделан полностью на основе «Жигулей», но при этом выглядит не хуже итальянского Lamborghini. Инженер отмечает: «Я не хочу говорить о своей машине, я бы поговорил о патриотизме».
«Эта машина действительно не похожа на другие. У нее уникальный дизайн. С чего все начиналось? С неравнодушия к нашим автомобилям. Моей целью было создать эстетичную модель на базе нашей марки», — рассказывает Виктор Филоненко. Его авто по размерам ближе к обычному внедорожнику (длина — 4,2 м, ширина — 1,65 м, вес — 990 кг), а по эстетике — к модным итальянским машинам. По внешнему виду нельзя угадать, что внутри находится обычный «Жигуль». Инженер отмечает, что, не имея специального образования, он смог создать то, чего до сих пор нет в Украине. Его образование — школа изобразительного искусства и техникум. Всю жизнь проработал в шахте.
«У нас в советское время выпускали много инженеров, машин делали много, но все как под копирку, одинаковые. Мне было обидно, что ничего не совершенствуется. Сейчас происходит то же самое, ничего не изменилось. В стране столько беспорядка, посмотрите! Не сказать бы, что плохо живем, но если начать анализировать, то мы придем к одному — к отсутствию патриотизма, которое порождает весь этот хаос и неразбериху. Должен быть патриотизм, тогда все станет на свои места. А у нас что происходит? Люди собирают чужие марки авто вместо того, чтобы создавать свой качественный продукт и гордиться им. Машины можно штамповать, но должен быть продукт, который бы показал, что такое Украина», — считает Филоненко.
«Все гении берут материал из народа. Я был бы не против, если бы кто-нибудь взял мою идею и сделал из нее шедевр. Свой автомобиль я до сих пор совершенствую», — продолжает он. Чертежей прежнего вида машины нет, но есть еще несколько фото, которые сохранили дети пенсионера. Недавно подарили ему коллаж из снимков машины разных годов, где ее эволюция видна невооруженным глазом.
У семьи Филоненко всегда был автомобиль. Первую версию современного суперкара автор назвал «Виктория» в честь победы над собой. Ведь сделать подобный автомобиль непросто, тем более, как шутливо подчеркивает Виктор Семенович, с такой фамилией, как у него (от «филонить» — «лениться»). Сейчас официальное имя машины — «Зробив сам» — при перерегистрации записали «засіб саморобний», а название «Виктория» упустили. Теперь авто украшает надпись «Зробив сам» и два небольших украинских флага, аэродинамический кузов и крылья.
«Когда я еду по городу, многие мне сигналят, показывают: класс! Но мне это не нужно. Ведь такое авто может, по сути, сделать каждый, достаточно лишь проявить смекалку и захотеть», — говорит Филоненко. По его мнению, нужно начинать не с реформы образования, не с создания технических кружков для детей, а с себя, с политиков, которых мы выбираем. «Сейчас люди ничего не хотят делать, люди необязательны, непунктуальны. Никто не хочет работать, все только плачутся. Но ведь нужно работать!» — считает он.
То, что сделал Виктор Семенович, доступно каждому, кто поставит перед собой цель. Тем более автопрому, который имеет гораздо большие возможности, чем пенсионер из Донецка. Главное — ставить правильные вопросы, тогда появятся и правильные ответы. Не так давно на конференции идей в Донецке Константин Леоненко, руководитель технической лаборатории IzoLab, удачно отметил: «От самоделкиных — к вместеделкиным», таким образом, подчеркивая мысль, что каждый по отдельности, имея какие-то знания и технологии, может что-то творить, но создавать глобальное нужно действительно вместе. Продолжением этого тезиса может быть фраза Филоненко о том, что все начинается с патриотизма.