Украинская анимация возрождается — появляются новые студии. Пока это отдельные, почти редкостные случаи, но они не только декларируют намерения делать мультфильмы, но и прагматично работают над созданием материальной и технической базы, ищут талантливую молодежь, влюбленную в анимацию.
«АНИМАГРАД» МЕЧТАЕТ О ФИЛЬМАХ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ
Яркий, радующий оптимизмом городок появился на карте Украины девять месяцев назад. Здесь не жалуются на кризис, а наоборот — каждый день создают что-то новое, веселое, радующее миллионы украинцев. Мало того — городок объявил, что готов принять новых жителей и дать им возможность воплощать свои самые смелые творческие мечты. «Анимаград» (именно так называется городок), созданный в сентябре прошлого года на киностудии FILM.UA, вырос чуть ли не мгновенно, заявив о своем рождении громко и... провокационно. Потому что первым «первым криком» в украинский телевизионный мир стал мультфильм «Сказочная Русь» в партнерстве со «Студией Квартал-95», вызвавший неоднозначную реакцию зрителей, хотя однозначно повысил рейтинг канала.
Сейчас уже второй мультсериал — «Наш футбол» — еженедельно прирастает новой серией на интернет-портале BigMir.net. А творческий коллектив анимационной студии, менее чем через год после создания, совместно с «Укранимафильм» работает над одной из серий украинского анимационного сериала «Приключения Котыгорошка и его друзей». Почувствовав вкус радости творческих поисков, «Анимаград» планирует создание новых фильмов, которые можно было бы достойно представить и отечественному зрителю, и жюри международных фестивалей.
Украина когда-то славилась своими аниматорами, привозившими призы с фестивалей в США, Японии, Франции, Швейцарии, Польше, других странах.
До сих пор актуальными и любимыми зрителями во всем мире остаются созданные много лет тому назад мультфильмы «Человек, который умел летать», «Неотправленное письмо» Е. Сивоконя, «Вересковый мед», «Как жены мужей продавали», «Как мужья жен проучили» И. Гурвич, «Никита Кожемяка», «Маруся Богуславка», «Сказания про Игорев поход» Н. Василенко, «Жили себе матрешки» Ц. Оршанского, «Чумацкий шлях» В. Гончарова, а также «Медвежонок и тот, кто в речке живет» и «Лесная песня» Леси Украинки, снятые А. Грачовой. А мультсериалы Д. Черкасского «Приключения капитана Врунгеля» и «Остров сокровищ», как и «Энеида» В. Дахно до сих пор остаются любимыми экранизациями детской литературы.
В 1990 году украинское мультобъединение было преобразовано в студию «Укранимафильм». А в 1991 статус международного получил украинский фестиваль анимационного кино «Крок», основанный в Киеве. В 1994 году начала выпускать анимационные фильмы студия «Борисфен-Лютес». Среди известных режиссеров украинского анимационного кино засияли имена О. Баринова, Е. Пружанского, Б. Храневича, Л. Зарубина. В. Костылева, И. Смирновой, О. Касавина, С. Кушнарева, Л. Ткачикова, В. Коноплева, О.Бубнова... Вместе с художниками Р. Сахалтуевым, Е. Киричем, М. Чуриловым, О. Лавровым, Ю. Скирдой, А. Педаном, М. Драйцуном, И. Будзем, Г. Уманським, В. Королевым, А. Вадовым, К. Чикиным, Г. Бабенко, Н. Гузь, В. Серцовой, И. Дивишек, Н. Чернышовой, М. Титовым, Н. Марченковой, и многими другими, эти люди создавали славу украинского анимационного кино. Многие художники выступали режиссерами-аниматорами.
Однако именно после 1990 года на украинских студиях производство фильмов резко сократилось. Экономический кризис ударил по возможностям всех киностудий в Украине и, в первую очередь, — по студиям аниматоров. Однако после 2000 года в стране начали появляться новые кинокомпании — та же FILM.UA тому пример. Постепенно обрастая опытом и авторитетом, утвердившись и заняв место среди лидеров украинского кинопроизводства, эта компания решилась вложить немалые средства в создание «Анимаграда».
«ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ В УКРАИНЕ ОЧЕНЬ МНОГО, ИМ ПРОСТО НАДО ПОМОЧЬ СЕБЯ РЕАЛИЗОВАТЬ»
На студии «Анимаград» мечтают о победах на международных фестивалях. Удастся ли это? О реальности амбициозных планов и готовности к творческим поискам рассказал управляющий партнер студии Animagrad Егор ОЛЕСОВ.
— Созданная нами анимационная студия на сегодняшний день — уникальна на территории Украины. Эти мультфильмы созданы в формате 3D, что стало дополнительным фактором популярности. Для достижения высокого качества анимации героев студия использует Motion Capture (MoCap) систему. MoCap — это технология захвата движения актера, которая используется во многих самых сложных и известных проектах. Например, эта система использовалась для анимации героев в фильме «Аватар» и других не менее известных проектах.
В Украине эта технология пока используется крайне редко. В первую очередь это было обусловлено тем, что до прошлого года в Украине ее не было и необходимо было пользоваться услугами зарубежных студий. В прошлом году наша компания Digital Cinema Ukraine (также входит в FILM.UA Group) установила две системы захвата движения с камерами разной чувствительности. Теперь, в зависимости от задач, мы используем одну из систем.
Студия поделена на два подразделения — по разработке 2D и 3D анимации. Сейчас в студии собрана команда более чем из 30 человек. Конечно же, мы постоянно находимся в поиске талантливых и опытных сотрудников. К сожалению, образовательной базы для специалистов нашего профиля в Украине нет, потому большинство наших специалистов это «самоучки», освоившие азы анимации, и постоянно совершенствующиеся профессионалы. При этом мы готовы и сами обучать новых специалистов, воспитывать высококлассных профессионалов на основе самых новых технологий. Конечно, «старую гвардию» мы не забываем, и очень рассчитываем, что их опыт и свежий взгляд молодых, креативных аниматоров создадут творческую смесь, из которой появятся хорошие результаты.
Мы также очень активно ищем новые идеи для будущих проектов, талантливых сценаристов и режиссеров. Я знаю, что талантливых людей в Украине очень много, им просто надо помочь себя реализовать — и наша студия готова это сделать.
Сейчас у нас в разработке есть несколько проектов. В формате 2D создается в сотрудничестве с «Укранимафильмом» мультсериал «Приключения Котыгорошка и его друзей». Это будет мультфильм в стилистике, более привычной, чем 3D, напоминающей, скорее, диснеевские мультфильмы. Также мы запустили в разработку большой полнометражный анимационный проект по мотивам сказки Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Я уверен, что этот фильм будет успешным и на телевидении, и в прокате. Есть и другие интересные проекты: авторские фильмы, анимационные сериалы, разработки по полнометражным проектам.
«АНИМАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИБЫЛЬНОЙ И РЕНТАБЕЛЬНОЙ»
И все же: помимо творческих идей любому производству, в том числе, и анимационных фильмов, необходима финансовая основа. Может ли анимация быть рентабельной? Егор Олесов считает, что вполне:
— Безусловно, анимация может быть прибыльной и рентабельной. Причем как на ТВ, в Интернете, так и в кинопрокате. Ведь в основном хороший анимационный продукт, в отличие даже от хорошего фильма, можно пересматривать неоднократно. Плюс анимация — великолепный инструмент для создания брендов, с последующим лицензированием продукции — а это большой дополнительный сегмент, который часто может давать даже большую прибыль, чем сам контент.
Сейчас также уже можно работать с поддержкой государства. Питчинги Государственного агентства по вопросам кино — это один из потенциальных и неплохих методов привлечения средств на создание анимационного продукта. При этом мы планируем вкладывать в проекты и свои средства. Мы рассчитываем, что рынок может расти при наличии максимально качественных и ярких проектов.
В ближайшем времени у нас появятся мультфильмы, ориентированные на наших детей. Но большинство каналов, к сожалению, пока еще демонстрируют ориентированность на закупку дешевого зарубежного контента. А самой популярной сейчас является и, скорей всего, останется в будущем, анимация для семейной аудитории — то есть, фильмы, интересные одновременно и взрослым, и детям, с юмором и историей, которую могут оценить люди разных возрастов.
Недавно компания Animagrad стала полноправным членом Ассоциации анимационного кино, которая была основана в 2012 году в России. В ассоциацию входит более 300 компаний, среди которых такие успешные студии, как «Мельница» и Группа компаний «Рики». Ежегодно под эгидой ассоциации проходит анимационный фестиваль в Суздали, а также Ассоциация выступила в прошлом году партнером фестиваля «Крок». В планах — создание ряда новых проектов, участие и в других ассоциациях, продвижение анимационных фильмов на международные конкурсы и фестивали. Мы готовы для этого много и качественно работать.
Генеральный продюсер кинокомпании FILM.UA Виктор МИРСКИЙ желание способствовать развитию украинской анимации объясняет не только перспективой материального заработка:
— Известная цитата от автора «Маленького принца» — «Все мы родом из детства», — как нельзя лучше подходит анимации. Конечно, как бизнесмены, мы не можем не думать об окупаемости и заработке. Но анализ ситуации на кинорынке позволяет нам оптимистично относиться к нашей мечте. Ведь в списке самых кассовых фильмов в кинопрокате последних лет мультфильмы: на первых ролях — «Шреки», «Ледниковые периоды», «Мадагаскары» и былинные богатыри от студии «Мельница». В Интернете и на телевидении мало что может сравниться с успехами «Лунтика» и «Маши и медведя». Ничто не продается на ДВД лучше, чем сборники «Союзмультфильма». Мультфильмы завоевывают мир, и нам хотелось бы стать частью этой непобедимой армии, — и мы придем со своими героями, которые в Украине пока еще ждут своего явления. Когда же говорят о рисковости этого бизнеса, я отшучиваюсь: каждое утро мы, как и все граждане нашей страны, идем на работу. Но все идут работать, а мы — делать мультики. Мне кажется, нам сильно повезло.
КОММЕНТАРИЙ
«ГОД-ПОЛТОРА — И В УКРАИНЕ ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ ИМЕНА И НОВЫЕ ФИЛЬМЫ, СПОСОБНЫЕ УДИВИТЬ»
Классик украинской анимации — один из тех, кто привозил в Украину международные награды, учитель почти всех украинских аниматоров с шестидесятых годов — и поныне, кто и сегодня не прекращает искать и обучать профессии талантливую молодежь на своем курсе в Киевском государственном институте театрального искусства им. Карпенко-Карого, — Евгений СИВОКОНЬ.
— На вопрос: «Что происходит сейчас в украинской анимации?», я отвечаю: «Происходит смена поколений, а это всегда болезненный процесс». Этот процесс идет уже лет десять, но это нормально. Я именно потому и преподаю в Карпенко-Карого, чтобы «протянулась нить поколений». Я информирован о том, что происходит, потому что сам учу молодежь, и знаю, что на каждом курсе выпускается как минимум несколько талантливых аниматоров. Как эксперт, могу предсказать: год-полтора — и в Украине появятся новые имена и новые фильмы, способные удивить.
Я знаю, что уже этим летом сдан новый фильм на студии «Новаторфильм», где работает талантливый аниматор Степан Коваль — это сериал «Моя країна — Україна», созданный под государственный заказ, там 26 серий, а также сериал, который делали тоже исключительно молодые аниматоры — «Профессионалы». В июле сдает свой новый фильм Катя Чепик, это будет своеобразный ремейк «Алисы в стране чудес». Опять же — хороший, очень оригинальный фильм создали Эдуард Кирич и Володя Гончаров — по мотивам рисунков Марии Примаченко. На финише в «Укранимафильме» у Олега Педана — уже готовый фильм. Он — фанат кукольной анимации, преподает у нас на курсе. Он, к слову, снова получил грант, и эти средства дают ему возможность приступить к созданию нового мультфильма.
Кстати, это очень хорошо, что сейчас у аниматоров появился шанс на создание фильмов, подкрепленный государственной помощью — системой питчингов. Ее ввела председатель Государственного агентства Украины по вопросам кино Екатерина Копылова по тому же принципу, как это происходит в Европе: государство выделяет деньги, все желающие подают свои заявки, и те художники, чей проект признан комиссией (в которую вхожу и я) достойным, получают финансирование. Это — важно, ведь таланты нуждаются в поддержке. В России, конечно, на мультипликацию выделяют больше денег, потому и фильмов на порядок больше ежегодно, чем в Украине. Жаль, что у нас телеканалы пока что не понимают ценности украинской мультипликации — а могли бы поддержать отечественную анимацию заказами. Жалко ведь, что часть наших выпускников, не найдя работы в стране, уезжает за рубеж. Их с удовольствием принимают в Германии, Польше, больше всего — в России. Конечно, бывают и чудеса — как вот у Саши Бубнова. Он кинул клич о том, что собирает деньги на создание сериала о Шерлоке Холмсе — нашелся меценат, который помогает ему. Мультфильм получается очень неплохой, забавный. Работает он в малюсенькой студии, но в анимации это и главное все-таки — художник.
Я, вообще, сторонник «ручной» анимации — пластилиновой, рисованной, пиксельной. Но понимаю, что современная техника дает новые возможности для аниматоров. К сожалению, «Укранимафильм» сейчас — это уже только материальная база, да и та не самая современная. И новое производство возможно лишь в сотрудничестве с другими студиями и художниками. Наверное, не стоило выводить за штат творческих работников... Зато появляются новые, маленькие студии, (наверное, и «Анимаград») и очень хорошо, что они ищут талантливых аниматоров и готовы сами обучать их. Недавно Андрей Сахалтуев, сын украинского аниматора Радны Сахалтуева, рассказал мне, что студия, где он работает, проводит набор на курсы подготовки мультипликаторов, способных работать с новой техникой. Кстати, мультсериал про футбол, который они готовят к Чемпионату мира в 2014 году, получается действительно очень хорошим — оригинально, с юмором...