Парламент готовит на осень второе чтение земельного законопроекта. Похвально, что депутаты таки решили поставить законодательную точку в этом вопросе, но... плохо, что на выход идет документ, не согласованный с общественностью.
Итак, немного об истории данного вопроса. Работа над данным документом ведется с момента принятия и введения в действие Земельного Кодекса Украины, то есть с 2002 года. За это время в парламент внесли четыре основных законопроекта «О рынке земель». Параллельно были альтернативные законопроекты, написаны разными политсилами, но ни один из них так и не дошел к подписанию Президентом и даже до принятия в целом парламентом. Поэтому год назад парламент отказался от идеи разработки законопроекта «О рынке земель», заменив его законопроектом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Кабмину поручили его разработать и финальный вариант появился 5 апреля 2013 года на сайте Госземагенства. Но тут надо добавить, что до этого момента общественность, с тем же Госземагенством, обсуждала и писала компромиссный земельный законопроекта, который и приняли в первом чтении. Окрыленные успехом земельные общественные организации ринулись собирать предложения ко второму чтению документа и насобирали более 1000. Но 5 апреля презентовали новый законопроект, а все компромиссные — перечеркнули. По оценкам экспертов, новый вариант унаследовал от своего предшественника только чуть более 20% норм. Именно это сегодня и вызывает море дискуссий.
В Госземагенстве говорят, что новый вариант направлен на то, что государство будет активно выкупать земли, чтобы создать массивы земель и эффективно их использовать. «В первые годы после открытия рынка, когда предложение на рынке значительно превышать потенциальный платежеспособный спрос, государство выступит буфером: она поглотит избыточное предложение и одновременно за счет этого увеличивать площади государственных земель для последующего перераспределения между эффективными собственниками и землепользователями», — говорит заместитель начальника Управления рынка и оценки земель Госземагентства Юрий Никитенко. Защищать интересы владельцев и землепользователей земельных участков планируется с помощью биржевого механизма купли-продажи земельных участков и максимальной осведомленности потенциальных покупателей. Чтобы сохранить рабочие места, арендаторов сельхозземель обяжут трудоустраивать определенный процент сельского население в зависимости от площади арендуемых земель. Также установлен минимальный срок аренды земель сельхозназначения (для ведения товарного сельхозпроизводства — восемь лет, при аренде многолетних насаждений — 15 лет, винограда — 20 лет). Кроме того, в документе содержится норма об установлении Кабмином минимального размера сельхозучастка, который не может делиться, что поможет ликвидировать теневые схемы и предубедить рейдерские захваты земель. Кроме того, во избежание неконтролируемых изменений целевого назначения и урбанизации сельхозземель планируется ввести 10 летний запрет на изменение целевого назначения земель сельхозназначения, расположенных за пределами населенных пунктов, кроме отчуждения их для общественных потребностей. Однако сами разработчики признают — документ далек от идеальности. «Он не решает еще много вопросов и не обеспечивает постоянную модель сельхозпроизводства и землепользования. В частности, своего законодательного урегулирования требуют вопросы консолидации земель, арендных отношений, связанных с платой за землю, включая закрепление ставок и распределения средств с бюджетами. Эти изменения надо принять единым пакетом и синхронизировать вступления в силу, чтобы достичь устойчивого и эффективного землепользования», — говорит он.
У ЭКСПЕРТОВ СВОИ ЗАМЕЧАНИЯ
Директор Ресурсного центра по вопросам прав на землю, президент ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей КОШИЛЬ говорит: «Я анализировал последнюю версию документа, и там появилась очень интересная норма. Если на протяжении трех месяцев экспозиции земельного участка он не продался и собственник хочет продолжить экспозицию, то через три месяца автоматически цена на этот участок будет падать на 10%! Это значит, что за год она упадет на 40%! Об этом кто-то спрашивал собственников земельного участка или нет? Вопрос открыт». Кроме того, если человек хочет купить землю, то он должен в основном собственным или семейным трудом обрабатывать этот участок, говорит эксперт. «А как и кто будет измерять это желание? Кроме того, непонятно выписаны условия проживания и опыт работы для такого покупателя. Они никаким образом не обозначены. Остается сделать предположение, что конкретный чиновник будет руководствоваться собственным усмотрением», — говорит Кошиль, а это уже содержит «коррупционные риски».
«Анализ законопроекта показывает, что в нем превалируют интересы государственных органов. Устанавливается очень сложная процедура продажи земельных участков частной собственности, вводятся разного рода справки, документы. А каждая лишняя бумажка в условиях украинских реалий — путь к коррупции. Я не хочу обвинять Госземагенство, я понимаю, что были попытки сделать так, чтобы защитить интересы всех и не было злоупотреблений, но в наших условиях это будет живить коррупцию. И эффект, на мой взгляд, будет обратный. На этом будут зарабатывать», — прогнозирует негативное развитие событий в случаи принятия нынешнего варианта законопроекта «Об обороте сельскохозяйственных земель» помощник-консультант парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Сергей БИЛЕНКО. По его словам, смущает несколько моментов. В частности — пункт об обязательном предоставлении налоговой декларации при покупке земель. «Декларируется, что законопроект разработан в интересах селян, но с целью того, чтобы олигархов и очень зажиточных лиц не допустить к скупке земель. Но именно у этих лиц проблем с декларацией не будет, а у селян будут проблемы с декларацией. Ведь сейчас 70% селян не имеют никаких задекларированных доходов. То в интересах кого эта норма написана?.. Таких замечаний есть еще много», — говорит он.
Генеральный директор «Центра аграрных реформ» Любовь МОЛДАВАН считает, что разработанный документ может помочь Украине решить еще одну проблему, с которой сегодня уже борются крупные аграрные страны — это засилье агрохолдингов. Бразилия, например, уже национализирует или выкупает землю и на пустом месте вынуждена создавать села, поселения по 300 семей и фермерские хозяйства. Только на создание фермерские кооперативы там ежегодно тратят по миллиарду долларов, говорит она! «У нас есть все шансы, разумно подойдя закону, нормально цивилизованно вырулить из ситуации, в которую попали из-за того, что так долго тянем с принятием законопроекта, который надо было принять еще в 1995 году, как сделали все остальные страны», — говорит она.
Президент Украинской аграрной конфедерации Леонид КОЗАЧЕНКО считает, что принимать в таком виде законопроект нельзя, пока не найден консенсус между всеми участниками.
Как работается, например, иностранным фермерам на украинских полях и с какими проблемами они сталкиваются. Об этом «День» спросил Посла Франции в Украине Алена РЕМИ:
— В 2012 году объем французских инвестиций в Украине составил $1765,3 миллиона. Франция, таким образом, заняла восьмое место после Кипра, Германии, Нидерландов, России, Австрии, Великобритании и Виргинских островов по количеству инвестированных средств. Французские фермеры хотят работать на украинских землях. Об этом свидетельствует пример господина Кима, который совместно со своими коллегами обрабатывает в Днепропетровской области около восьми тысяч га. Есть и другие примеры. Общее количество эксплуатируемых украинских земель французскими фермерами составляет около 200 тысяч га. На них выращивают зерно, подсолнечник и другие сельхозкультуры. Также на украинском рынке присутствуют французские компании, которые создают новые технологии эксплуатации почвы и активно помогают украинским агрокомпаниям их внедрять. В агросекторе, конечно, есть проблемы, как и везде в Украине. Но по сравнению с другими секторами их меньше. Основная проблема состоит в том, что наши инвесторы в АПК хотят развиваться, но этому препятствуют административные барьеры и бюрократия. Возврат НДС тоже волнует, но меньше. Украине еще очень много надо сделать для улучшения инвестиционного климата. В частности речь идет о процедуре возмещение НДС, улучшении таможенных и фитосанитарных процедурах. За последние два года инвестиционный климат в Украине не улучшился.