Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Репетитор: качество & цена

О причинах развития и распространения деятельности репетиторов
24 июля, 2013 - 11:01
ПОСЛЕДНЕЕ, НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ЕЩЕ РАЗ. НАЕМ РЕПЕТИТОРА НЕ ДАЕТ СТОПРОЦЕНТНОЙ ГАРАНТИИ, ЧТО РЕБЕНОК ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД СТАНЕТ ПИФАГОРОМ ИЛИ АРИСТОТЕЛЕМ. ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА НУЖЕН ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ОБЩЕНИЕ С КОТОРЫМ БУДЕТ ПРИЯТНЫМ И ПРОДУКТИВНЫМ, КОТОРЫЙ БУДЕТ УВАЖАТЬ УЧЕНИКА И КОТОРОГО БУДЕТ УВАЖАТЬ САМ УЧЕНИК. САМЫМ ВАЖНЫМ ФАКТОРОМ В ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ЧАСТНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ УЧЕНИКА ПОЛУЧИТЬ ЭТИ ЗНАНИЯ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Репетиторская деятельность — неизученный сегмент украинского образовательного рынка. Деятельность частных преподавателей не предусмотрена ни одним специальным законом — на этот сегмент рынка не обращают достаточного внимания. А зря. За последние пять лет заметно возросло количество сайтов, основным направлением работы которых является коммуникация между учениками и репетиторами — посредничество. Себя такие ресурсы позиционируют как центры подбора репетиторов. Если в 2008-м это было два-три сайта, то по состоянию на июль 2013-го таких ресурсов уже более десятка.

РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ

Причин роста количества тех, кто позиционирует себя как репетитор, несколько. «Первая — массовая школа с ее устаревшими методиками обучения. Она не устраивает тех абитуриентов, которые действительно хотят иметь знания. Такие абитуриенты вынуждены искать дополнительные формы получения этих знаний, потому обращаются к репетиторам. Вторая причина — это введение ВНО (Внешнее независимое оценивание). Оно по-другому заставило абитуриентов посмотреть на проблему поступления. Они поняли, что гарантия поступления сегодня — не деньги, не связи, не телефонное право, а хорошие результаты на внешнем оценивании. И третья причина — банальная. Среди репетиторов есть весьма высококвалифицированные люди, а есть те, кто решил заработать копейку, то есть так, как и в любой сфере деятельности. И они активизировались, предлагают свои услуги, люди на это клюют и не всегда получают от этого желаемый результат», — рассказывает Игорь ЛИКАРЧУК, директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования.

Эксперт отмечает, что если посмотреть на содержание школьного образования, программы обучения, количество предметов и часы на их изучение, а особенно на качество педагогического образования и вообще самой образовательной системы, то на сегодняшний день она не способна самостоятельно продуцировать выпускников, которые без дополнительной подготовки могут на свое усмотрение оперировать своими знаниями. «В наших школах нужно менять всю сущность педагогического процесса, начиная с содержания обучения, с учебников и заканчивая формами и методами преподавания. Наш рядовой учитель не владеет современными методами и формами обучения. В основном это репродуктивные формы обучения. Репетиторы используют совсем иные методики — индивидуально ориентированные, в основе которых лежит диагностирование уровня знаний, а затем устранение пробелов, систематизация этих знаний. Как правило, этих систем в школе нет», — объясняет пан Ликарчук.

ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ

Репетиторы, к которым «День» обратился за комментариями, отмечают, что среди выпускников, готовящихся к ВНО, просматривается определенная полярность в мотивации. У одних, преимущественно из не весьма богатых семей, чрезвычайно высокая тяга к получению знаний, они понимают всю важность ситуации при сдаче ВНО, однако не владеют необходимыми инструментами для овладения учебным предметом и потому вынуждены обращаться к репетитору; другие же, наоборот — полагаясь на уровень заработка родителей, особо не проникаются, они уверены, что смогут поступить в учебное заведение иными путями. Родители же таких учеников, выкладывая безумные деньги для повышения уровня знаний своего потомка, почти не контролируют процесс. Их интересует результат. Платя за занятия, они считают, что все от них зависящее они уже сделали. К сожалению, такие родители довольно редко вмешиваются в учебный процесс ребенка.

Также стоит обратить внимание на само педагогическое образование. По последнему рейтингу Министерства образования и науки Украины, ведущим учебным заведением в этой отрасли является Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова. Однако стоит отметить, что в НПУ прежде всего поступают не столько с целью получения профессии учителя, сколько на дополнительные специальности наподобие психологии, дизайна, информационных технологий, менеджмента, туризма, ресторанного дела и десятков других на разных факультетах. Для достаточно большого количества абитуриентов НПУ является последней инстанцией, запасным вариантом. Что мы имеем на выходе после четырех-шести лет учебы? Учебные предметы дополнительных специальностей «воруют» время у профильных педагогических дисциплин и таким образом сегодняшнее педагогическое образование в ведущем учебном заведении страны не является стопроцентно направленным на выпуск квалифицированных преподавателей, пользующихся ведущими методиками преподавания. О заработной плате учителей нечего и говорить...

ЧЕРНАЯ ДЫРА РЫНКА ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня на украинском рынке имеется несколько ведущих сайтов-посредников между частным преподавателем и потенциальным учеником. «Ваш репетитор» — одно из ответвлений группы российских компаний Eruditor Group, а также «Твой репетитор», «Домашний репетитор», «Высший балл» (международная компания российского происхождения, которая работает на территории России, Украины и Казахстана) и несколько менее значительных.

Репетиторские услуги имеют несколько направлений. Первое — это помощь ученику со школьной программой, второе — подготовка к ГИА (Государственная итоговая аттестация) или ВНО и третий — «для себя», то есть занятия, не привязанные к школьному или вузовскому учебному процессу, а направленные на самообразование, и тому подобное. Отдельно также стоит выделить учеников, которые старше выпускников школ: это преимущественно студенты первых курсов или же заочники, которые «не успевают» овладеть или не понимают вузовскую программу.

Самым большим спросом пользуются репетиторы по иностранным языкам, прежде всего — английскому и немецкому. База репетиторов иностранных языков на сайтах частных преподавателей самая большая — в Украине более 4000 (по данным сайта «Ваш репетитор»). Соответственно, и цена за час самого популярного предмета достаточно высокая — репетиторы без опыта берут от 60—80 грн/час., опытные — от 100—120 грн/час. Максимальные цены здесь достигают     200—250 грн/час. Другие два предмета, репетиторов по которым ищут чаще всего, — это, соответственно, математика и украинский язык. К сожалению, это негативная тенденция, поскольку частных учителей для изучения этих предметов нанимают преимущественно для сдачи ВНО. С целью изучения математики (алгебры, геометрии, высшей математики и тому подобное) также обращаются студенты технических вузов. Что касается украинского языка и литературы, то здесь ситуация похуже. Во-первых, это один из самых низкооплачиваемых предметов. Средняя цена на услуги репетитора украинского языка и литературы составляет около 80 гривен за час. Во-вторых, заслуга востребованности украинского языка заключается в обязательном ВНО по этому предмету. То есть учеников не интересует родной язык как залог успеха (наподобие изучения английского), а является лишь преградой для поступления в университет.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ?

Вполне закономерен вопрос относительно деятельности подобных структур репетиторов — чем они руководствуются? Каким законодательством? Руководитель проекта «Ваш репетитор» Алексей ПЛАМЯДЯЛОВ объясняет: «Мы придерживаемся законодательства той страны, где есть наше представительство. Безусловно, это касается и законов Украины. Мы принципиально работаем по «белой схеме» и не используем обходные пути». Однако проблема в том, что в украинском образовательном законодательстве нет отдельной статьи, посвященной деятельности частных преподавателей. Поэтому сайты-посредники между репетиторами и учениками работают «в сфере услуг». Отдельно же репетитор может оформиться как частный предприниматель. Но такая практика мало распространена. Вывод из этого один — средства, которые бурлят внутри репетиторского рынка, не облагаются налогом должным образом.

Репетиторству в Украине не уделяется должное внимание как действующим законодательством нашего государства, так и самими сайтами-посредниками. Почему? Ответ простой — далеко не все сайты контролируют качество знаний, предоставляемых их сотрудниками-репетиторами. Есть три распространенных практики. Первая заключается в том, что преподаватель, регистрируясь на сайте и указывая свои данные, может, разумеется, подать недостоверную информацию (обычно это касается опыта работы). Администратор сайта видит новую заявку, перезванивает и проверяет информацию. Однако этот телефонный контроль малоэффективный. Так работают «Ваш репетитор», «Твой репетитор», «Высший балл». Наибольшим контролем над качеством своих услуг занимается «Домашний репетитор», который приглашает репетитора на личное собеседование, проводит тестирование и тому подобное. Это обеспечивает своеобразный фильтр некачественных знаний и неэффективных методик. И еще одной практикой наполнения базы репетиторов является элементарная регистрация без какого-либо контроля со стороны администрации сайта. К сожалению, такое тоже случается.

По данным Алексея Пламядялова, а также комментариев опрошенных репетиторов, родители отдают предпочтение... начинающим репетиторам вместо преподавателей с несколько- или многолетним опытом, которые уже имеют и свои методические разработки, и достаточно большие успехи в преподавании. Это, разумеется, обусловлено ценой вопроса. Самая низкая цена за час услуг репетитора в Киеве составляет 60—80 гривен. То есть при периодичности два раза в неделю по такой цене родители тратят 480—680 гривен в месяц. Это, подчеркиваем, минимум. Обычно, если ученик имеет одного репетитора, то обязательно есть еще один-два или даже больше по другим тяжелым для ребенка предметам. То есть вышеприведенная сумма увеличиваются в два-три раза. Далеко не каждая семья может позволить себе платить такие деньги (что и говорить о больших), потому и отдается предпочтение начинающим репетиторам, которые соглашаются на минимальную оплату.

Последнее, на что стоит обратить внимание еще раз. Наем репетитора не дает стопроцентной гарантии, что ребенок через определенный период станет Пифагором или Аристотелем. Для максимального результата нужен преподаватель, общение с которым будет приятным и продуктивным, который будет уважать ученика и которого будет уважать сам ученик. Самым важным фактором в получении образования от частного преподавателя является желание ученика получить эти знания. Ведь если ученик по тем или иным причинам ленится выполнять поставленные задачи, говорить об успехе — напрасно. Особенно важно участие в этом процессе родителей. Заплатить репетитору и перестать контролировать процесс — это самая большая ошибка. Не только репетитору, но и самому ученику важно, чтобы его близкие люди приобщились к процессу обучения.

Олексій КОЗЮК, Літня школа журналістики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ