Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Выдающийся отечественный мыслитель ХVIII века

К 355-й годовщине со дня рождения Стефана Яворского
1 августа, 2013 - 19:37
ФОТО С САЙТА ENCYCLOPEDIAOFUKRAINE.COM

Родился Стефан Яворский в городе Яворове на Львовщине. По окончании Киево-Могилянской академии продолжал учебу в Люблине, Познани и Вильно. Получил звание магистра философии и свободных наук. В 1690—1697 годах преподавал в Киево-Могилянской академии риторику, философию, богословие. Его образованность, красноречие и большие организаторские способности заинтересовали царя Петра I и он в 1700 году назначает Стефана Яворского митрополитом Муромским и Рязанским, а в 1702 году — местоблюстителем патриаршего престола и протектором Славяно-греко-латинськой академии в Москве.

Философские взгляды С. Яворского характеризовались традиционными для тогдашней Украины подходами в решении мировоззренческих вопросов. Для С. Яворского самым большим философским авторитетом был Аристотель. Философская концепция С. Яворского относительно природных вещей отличается от подобных концепций античных мыслителей. По его мнению, Бог установил такой порядок, который приспосабливаясь к природе вещей, все создал согласно ей.

 Наследуя гуманистические идеи философии Возрождения, Стефан Яворский значительное внимание уделял гносеологической проблематике. Его трактат «О душе» исследователи считают одним из самых оригинальных в этом плане. Свою теорию познания С. Яворский начинает с описания чувственной души. Он считает, что любое человеческое познание зависит от ощущений, которые разделяются на внешние — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, и внутренние — представление, фантазия, оценка, память, сон. Первый контакт с окружающей реальностью осуществляется с помощью внешних ощущений, которые направляют свои действия на материальные объекты.

 Ставя в зависимость ощущение от внешних раздражителей, от объектов, которые действуют на них, С. Яворский придерживался известной теории образов. Утверждая, таким образом, сенсуалистические идеи, С. Яворский в то же время признавал бессмертие разумной души, а это допускало возможность существования разума независимо от ощущений, мозга, тела. Человеческий ум, по мнению С. Яворского, слабый и ненадежный, поэтому должен подчиняться определенным научным действиям и законам. Такой наукой, которая руководит действиями человеческого ума, является логика. Она занимает ведущее место в философских курсах С. Яворского и других профессоров Киево-Могилянской академии.

 В своем курсе этики С. Яворский обращался к проблеме человека. В его понимании человек еще абстрактен, его сущность выводится из природы. Однако под влиянием общественно-экономических условий эпохи С. Яворский подчеркивал величие, силу, ум, самостоятельность и активность человека, указывал на его добродетели.

 Взгляды С. Яворского на государство и право, соотношение церкви и государства формировались под влиянием западноевропейских и отечественных мыслителей. Поддерживая петровские преобразования в армии, флоте, экономике, образовании, С. Яворский стремился приспособить церковь к новым общественно-политическим отношениям, сохранить власть в духовной жизни общества.

 Не отрицая, что любая власть — от Бога, и все должны выполнять волю этой власти, которая руководит обществом, он выступал против вмешательства светской власти в церковные дела и каноны православной веры. (Напомним, о личности Стафана Яворского «День» также писал в № 67 от 15 апреля 2005 года. — Ред).

Владимир БРЕНЬКАЧ, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ