Николаевский пресс-клуб был той общественной организацией, которая первой, еще три года назад, запустила процесс обновления бренда города Николаева. Так, появился бренд «Николаев — город адмиралов», который проходил «обкатку» общественными дискуссиями. В различных социальных и профессиональных группах к этому слогану были вопросы, дополнения, не оказалось лишь равнодушных. Но девиз города — это только начало. Очень много работы предстоит по формированию «дорожной карты» или стратегии развития города на ближайшие 15 лет.
Как будет развиваться город? Какие приоритеты?
Группа общественных организаций после январского заседания «Телевизионного пресс-клуба с Глебом Головченко» на ТК ТАК-TV, оформила открытую дискуссионную площадку, которая еженедельно собирала горожан. Пришло время подвести первые итоги.
«Идея Открытой площадки «Новый Николаев» родилась в ходе разработки проекта стратегии устойчивого развития города Николаева и работает как волонтерский проект ее инициаторов, модераторов и организаторов: Николаевского городского фонда ЛАСКА, Общественной организации АРТ-Оптимисты и Центральной библиотеки им. М.Л. Кропивницкого», — отметила Людмила Руденко-Кардаш. «Создание Площадки было поддержано еще Владимиром Дмитриевичем Чайкой, полное название — «Информационно-просветительская площадка идей и проектов «Новый Николаев — город жизнеустойчивого развития». Первая встреча на площадке состоялась 24 января 2013 г., а 11июля прошла уже 21-я встреча, в каждой их которых приняли участие от двенадцати до сорока человек. Интересно, что среди участников больше мужчин, а в зависимости от тем возраст участников может быть от 15-ти и старше 70-ти. Непонимания или проблем общения, связанных с возрастом, не наблюдалось, хотя стоит признать, что старшие участники более активны в обсуждениях, а самые молодые 15-летние больше просто «внимают», — продолжает Людмила.
«В заседаниях Открытой площадки приняли участие 478 человек, — отмечает Любовь Варюхина, заместитель директора Центральной библиотеки им. М.Л. Кропивницкого. — Общественность стала более четко понимать понятия миссии, стратегии, бренда. Активные общественники ближе познакомились друг с другом. Посетители Площадки стали участниками процесса формирования коллективной мысли о процессах развитии города, увидели город в новых аспектах, познакомились с опытом инновационных решений в развитии других городов».
Евгения Дулько из АРТ-оптимистов, которая стала еще одной «крестной матерью» Открытой площадки, уверена, что «выполнена, в первую очередь, задача объединить небезразличных людей вокруг городских тем в неформальной обстановке, чтобы вместе думать о развитии. Площадка изначально задумывалась как место для общения, а не для принятия решения. Очень важно обсуждать городские вопросы и проблемы вместе с самими горожанами, а для принятия решений существуют общественные советы, исполком и городской совет».
Возможно, не удалось привлечь так много людей, как хотелось бы. И, конечно, еще осталось очень много тем для обсуждения. Темы, которые обсуждались на площадке, были самыми разнообразными: «Николаев сакральный», «Тренды городского развития 2013», «Умный электронный город», «Влияние Генерального плана города на модель его развития», «Когда в Николаеве появятся велодорожки?», «Чистый город: как этого достичь?», «Судьба и перспективы развития судостроения в Николаеве», «Мечта об идеальном городе... Туристический продукт Николаева: каков он и как его развивать?», «Городская идентичность и бренд города», «Развитие американских городов: что позитивного можно привнести в жизнь Николаева и николаевцев»...
Ни одна из тем не вызвала «отторжения» участников площадки, хотя, все же были вопросы, вызывающие больший или меньший интерес, что можно отследить по «посещаемости». Конечно же, большинство тем настолько глобальны, что требуют углубленного обсуждения.
Что конкретно, на ваш взгляд, удалось реализовать в Открытой площадке? — спросили мы модераторов.
Евгения Дулько: «Мы поняли, что место для обсуждения общегородских тем очень нужно николаевцам. Немаловажно, что наша площадка открыта для выступления каждого. Такой себе «Гайд-парк». Одно из достижений — это создание сайта http://genplanmk.wordpress. com/, который стал результатом встречи на тему генерального плана города. Там собраны доступные документы по генплану Николаева, по теме зонирования, критические статьи и примеры по этой теме».
Людмила Руденко-Кардаш: «Конечно же, пока еще открытая площадка больше дискуссионная, чем «прикладная», но уже со 100-процентной уверенностью можно сказать, что некоторые из предложенных тем войдут в проект стратегии устойчивого развития города».
Выводы, к которым, не сговариваясь, пришли самые «заинтересованные» участники открытой площадки, свидетельствуют, что эксперимент не вышел комом. Но совершенно очевидно, что есть резервы.
Первый — в привлечении большего числа экспертов-практиков. Многообразие тем, затронутых в процессе обсуждения, не обернулось глубиной проработки какого-то одного аспекта. Например, собственно тему устойчивого развития города, а именно сбалансированного экономического, экологического и социального.
Николаев традиционно рождает много ярких и креативных людей, нужно всем сообща создавать предпосылки «неисхода» молодых николаевцев. Работать в родном городе должно быть для молодых людей драйвово и выгодно. Для этого — производительные силы должны продолжить развитие в городе, а их нынче дефицит. А к созданию бизнес и прочих «инкубаторов» город так и не приблизился за эти полгода.
Устойчивое развитие имеет совершенно точный синоним — сбалансированное. Лишь тогда, когда в городе будет достаточно, например пассажиров в общественном транспорте, на экологической энергии, можно будет сказать, что город развивается успешно. А пока труд свой николаевцам все сложнее продавать дома за достойные деньги, они будут уезжать. Может оказаться, что строить новый Николаев будет просто не с кем!
Вот и стоит вопрос синергии на повестке дня. Объединять усилия нужно, причем не только на субботниках, подметая и прокашивая парки, а ежедневно налаживать совместные проекты.
В этом факте полугодия работы открытой площадки яркий пример общественной активности, который недостаточно был освещен в местной прессе. Возможно, новые альянсы сформировались или наметились здесь? Бизнесмены с пенсионерами, учащаяся молодежь с общественниками, музыканты с художниками, спортсмены с журналистами. Таких деятельных пар нужно создавать множество, только тогда жизнь начнет менятся. Если сидеть и ждать, что кто-то будет что-то делать, а то и веселить, то уж точно скука и разруха победят.
Итак, процесс творческого объединения для получения нового Николаева, иного качества запущен.