Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Доверять или подсматривать?

Почему учебные заведения Украины не спешат обзаводиться системами видеонаблюдения
14 августа, 2013 - 11:28
ФОТО З САЙТА YAK-PROSTO.COM

Про необходимость видеонаблюдения в учебных заведениях в Украине заговорили, когда «грянул гром». Минобразования подсчитало: в Украине — около 500 тысяч наркоманов, большинство из них — подростки и молодежь. И два года назад ведомство рекомендовало руководству всех учебных заведений (кроме дошкольных) установить на их территории видеокамеры. Но проблема финансирования отпугнула и государство, и родителей. Есть еще одна сторона вопроса: в Интернете все чаще появляется видео и просто информация о насилии, которому в учебных заведениях подвергаются дети со стороны сверстников, учителей, воспитателей. Бывает, в семье нет доверия, и ребенок не может об этом рассказать старшим... А если ребенок маленький и еще не научился говорить?

Широкую огласку получила трагическая история, которая случилась в детском саду №83 «Солнышко» в Севастополе в марте этого года с Дмитрием Лагодой, которого воспитательница ударила тарелкой по почкам. Это был не единственный случай садизма этого «педагога». Отец еще одного пострадавшего ребенка Валерий Мосендз рассказал, что, забирая трехлетнего сына из детсада, увидел у сына рану над бровью и гематому на лбу. Врачи диагностировали ушиб мягких тканей лба, спазм сосуда головного мозга и стресс. Через несколько дней еще один воспитанник этой группы ушел домой с сотрясением головного мозга. После этого родители обратились в прокуратуру.

Вскоре прокуратура Севастополя провела проверку в детсаду № 83. В Интернете выложено видео, в котором прокурор Балаклавского района, государственный советник юстиции 3-го класса Андрей Карпеев говорит:

— В ходе проверки подтвердились факты, свидетельствующие о том, что в данном детском дошкольном учреждении не обеспечиваются в полном объеме права ребенка на охрану здоровья и, что самое страшное, отсутствует контроль над этим как со стороны руководства детского сада, так и со стороны должностных лиц контролирующих органов. Прокуратурой внесено представление председателю Балаклавской районной государственной администрации об устранении нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Представление рассмотрено, разработаны мероприятия по недопущению нарушений в дальнейшем. Директор детского сада и одна из воспитательниц, та, которая издевалась над детьми, уволены с занимаемых должностей.

Время от времени информация о подобных случаях появляется в СМИ практически во всех регионах Украины. Садизм педагогов, к сожалению, — явление достаточно распространенное не только в Украине, но и в мире.

Не лучшую историю рассказала 32-летняя украинка Надежда Власенко, которая временно проживает сейчас с семьей в Италии, в Риме:

— Я отдала Дена в материнскую школу (так в Италии называют детский сад. — Авт.) в 2,5 года, и мы сразу попали в эпицентр скандала. Родители стали подозревать, что одна из воспитательниц издевается над детьми. Ребятня еще маленькая, толком объяснить не может, но кое-что удалось из них «вытянуть». Тогда мы обратились к директору школы. Не пойман — не вор, но директор пошла на то, чтобы без огласки установить в этой злополучной группе видеокамеру. Воспитательницу поймали через несколько дней: она пыталась силой накормить ребенка, а когда он вырвал — засунула все это ему в рот... Воспитательницу уволили, а мы, родители, добились того, чтобы в каждой группе установили видеонаблюдение.

Проблемы насилия в учебных заведениях, распространения наркотиков, курения, алкоголизма не имеют национальной окраски. Трудности есть везде. Но педагоги считают, что видеонаблюдение в этом вопросе может и помочь, и навредить.

— С одной стороны, школа несет ответственность за детей, потому что в школьной среде, в городе ситуация непростая, часто опасная. Поэтому можно понять педагогов, которые хотят иметь максимальную информацию о детях — где они находятся, что делают, и с этой целью устанавливают видеонаблюдение, —считает директор по стратегическому развитию школы «Афины», в которой нет видеонаблюдения. — С другой стороны, когда это переходит определенные границы, и дети находятся под постоянным контролем, не имеют зоны, где они могут быть сами по себе, где за ними не следят, они, в силу своей природы, все равно будут искать место, где никто за ними не будет наблюдать. И они найдут это место, но насколько оно будет безопасно — это вопрос. Поэтому контролировать и переживать за детей нужно, но важно не доводить это до абсурда. Тотальный контроль — это еще хуже, чем его отсутствие. То есть нужно искать какие-то другие варианты — чтобы дети не влезали, куда не нужно.

За данными пресс-секретаря Департамента образования и науки КГГА Марии Кравчук, если в киевских учебных заведениях и устанавливается видеонаблюдение, то только по желанию родителей. В основном — в частных заведениях. Также его нет в государственных детских садах. Если руководство решается обзавестись видеокамерами, то в большинстве случаев их устанавливают не в помещении школы, а снаружи — чтобы было видно двор, что там творится: «Зачем нам наблюдать в школе за детьми — учителя и так их всех видят. А если родители хотят понаблюдать за учебным процессом, то можно организовать онлайн-урок. Все происходит по договоренности, это не проблема, потому что везде подключен Интернет».

С этим согласны не все. Например, в киевском коллегиуме «Олимп» видеонаблюдение работает два года, и уже полгода — в детском саду при этом учебном заведении. Видеокамеры тут стоят в раздевалках, в коридорах, на улице. «У нас был нехороший случай, когда учительница пения вышла буквально на минутку, а посторонняя женщина под видом чьей-то мамы успела зайти в кабинет и украсть телефон. Мы посмотрели съемку и, как доказательство, отдали ее в милицию, — рассказал заместитель директора по организационным вопросам Владимир Косиков. — Видеонаблюдение также помогает, когда возникают конфликты между детьми: когда кто-то ведет себя плохо на перемене, то просматриваем, показываем родителям. Бывали такие случаи, когда родители защищают ребенка — что он у них такой хороший, — а мы показываем, что этот ребенок не всегда культурно ведет себя с ровесниками. Также это очень помогает охраннику: он видит, что к территории подошли посторонние, подходит к ним и предупреждает, что это учебное заведение и здесь нельзя находиться ни с собаками, ни распивать пиво, ни, тем более, бродить по территории и дурачиться».

Есть и другие ситуации, когда временно отказываются от видеонаблюдения. Так, в дошкольном детском учреждении №10 города Тернополя два года назад в одной из групп установили видеонаблюдение по желанию родителей. Планировали установить видеокамеру и во дворе. Сейчас вопрос — только в оплате услуги.

— Видеонаблюдение у нас было больше года — поставили за счет родителей. Мы хотели ставить на внешнюю сторону, чтобы контролировать, потому что в садик заходят все, и если что-то случится, то потом не докажешь, — рассказала методист детского сада Галина Сулипа. — Сейчас немножко трудно со средствами, и оно отключено. Просто нужно внести плату. От родителей на этот счет нет никаких предложений. Наверное, нет необходимости проверять работу воспитателей — детей доверяют нам и так. Чтобы понаблюдать за учебно-воспитательным процессом, у нас есть день открытых дверей: родители могут присутствовать целый день.

Очевидно, проблемы возникают там, где нет нормального диалога между родителями и педагогами. Часто бывает, что сталкиваются интересы родителей и учителей, и тогда крайними оказываются дети. Поэтому нужно максимально способствовать тому, чтобы между школой и родителями был нормальный диалог: чтобы учебные заведения и родители почаще садились за стол переговоров и искали общие методы влияния на ситуацию — будь то видеонаблюдение или короткое, но ежедневное общение.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ