Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Снимать нужно не камерой, а головой»

В 75 лет херсонский фотожурналист не устает документировать историю края
17 августа, 2013 - 16:53
ФОТОГРАФ ШУТИТ, ЧТО В СВОИ 75 ОН «В СТРОЮ», И РАДИ ХОРОШЕГО СНИМКА, В ОТЛИЧИЕ ОТ НЕКОТОРЫХ МОЛОДЫХ КОЛЛЕГ, ГОТОВ РАБОТАТЬ НА ВЕРТОЛЕТЕ, В ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ ИЛИ В КАБИНЕ КОМБАЙНА / ФОТО СВЕТЛАНЫ АЛЬПЕРТ
АЛЕАН АЛЬПЕРТ. «ВОЗДУШНЫЙ БАЛЕТ»

В каждом городе есть люди, которые вписали знаковые страницы в историю своей малой родины и прославили ее на всю страну. Для Херсона такими людьми стала известная династия фотожурналистов по фамилии Альперт. Александр, Алеан, Игорь — творческий возраст этого трио насчитывает уже более 160 лет.

Одним из первых фотолетописцев истории Херсона был Александр Григорьевич Альперт. Его объектив зафиксировал бурное начало ХХ в., становление одной и распад другой империи, уход из Херсона французской эскадры и истязание местных жителей греческими оккупантами, коллективизацию и Вторую мировую войну. Стаж работы       — 60 лет (!) в областной газете «Наддніпрянська правда». У него не было выходных или праздничных дней — Александр Григорьевич с головой отдавался жизненному призванию — снимать, снимать, снимать. Даже в 91-летнем возрасте (!) «старый Альперт», как его называют в Херсоне, не ленился делать репортажи жатв на полях Скадовского района.

Такую преданность и любовь к профессии фотокорреспондента он передал сыну — Алеану. Сегодня Алеан Александрович остался единственным представителем династии фотокоров, ведь жизнь его сына — Игоря, блестящего репортажиста, летописца Оранжевой революции, преждевременно оборвалась в 2005 году.

В свои 75 Алеан Александрович и до сих пор «в строю». Торжества на День города или открытие очередного мемориала, празднование Дня независимости или жизнь курортного Херсона, будни врачей и рекорды спортсменов, тружеников земли и покорителей морей — все это и не только уже не одно десятилетие документирует своим фотоаппаратом Алеан Альперт. За самоотверженность работе известного фотокора уважают не только в Херсоне. В 2011 году ему было присвоено звание почетного гражданина города (кстати, единственному среди журналистского корпуса). Знак об этом признании стоит у Алеана Александровича рядом с другими знаками отличия: «Заслуженный работник культуры Украины», «Лучший фотожурналист Херсонской области 2008—2013 годов», кавалер ордена «За заслуги» ІІІ степени...

«Моцарт, Чайковский, Бетховен   — это музыка, Альперты — это профессия», — шутит Алеан Александрович.

Корреспондент «Дня» встретился с Алеаном Альпертом в фотосалоне, основанном его сыном Игорем. Сегодня эта маленькая мастерская успешно развивается; своей витриной, где хозяин выставляет «свежайшие» снимки из жизни Херсона, она привлекает новых посетителей. В уютной атмосфере мы говорили о тенденциях в репортерских снимках, профессиональном кредо Альпертов и традициях ремесла, которые стоит передавать будущим поколениям.

— Алеан Александрович, что изменилось с годами в профессии и какие тенденции вы наблюдаете в современной фотожурналистике?

— Когда кому-то нравятся мои фотографии, часто спрашивают: «Чем вы снимаете?». На что у меня только один ответ — «головой». Быть в центре нерядовых событий или встретить известного человека — мало для удачной фотографии. Я всегда думаю о зрителе, который будет оценивать то же событие или человека только по моей работе. Поэтому стараюсь передать суть всего вокруг и в мелочах, и в лицах, и в панорамах. С развитием фототехники это искусство стало широкодоступным. Впрочем, на мой взгляд, фотоаппарат будет всегда оставаться второстепенным по отношению к тому, кто нажимает на кнопку затвора. На своем веку у меня были сотни публикаций в ведущих советских газетах, таких как «Правда», «Известия», «Литературная газета», а теперь продолжаю снимать для херсонских изданий. Как тогда, так и теперь ценилась, прежде всего, сюжетность, многогранность фотографии, что-то большее, чем просто картинка к статье. Думаю, фотография ценна тогда, когда сама собой вдохновляет на текст и творческий поиск. Она может быть сделана по всем канонам жанра, но не быть показательной, а иногда, казалось бы неправильный снимок, может вызывать фурор. Важно, чтобы сегодня в каждом печатном издании была своя традиция фотографии, свои авторитеты и тщательный отбор материала. Современность диктует жесткие правила рынка, поэтому лишь лучшие должны быть представлены на страницах газет и журналов: как региональных, так и всеукраинских.

— Существуют ли у вас какие-то личные тайны съемки?

— Основное мое кредо — никогда не делать людям зла и показывать что-то хорошее, ведь плохое «вылезет» и без моих фотографий. Вот недавно снимал работу онкологов, «сделал» две операции. Их труд — бесценный и об этом нужно говорить, писать, показывать. У нас часто афишируют политиков, а обычных людей — специалистов в своих профессиях — редко. Между тем простые учителя, врачи, моряки, комбайнеры творят нашу страну не меньше государственных деятелей. Я хочу, чтобы о них помнили, глядя на мои фотографии. Еще одно мое правило — всегда идти вперед, не оглядываться на невзгоды. По-видимому, поэтому не чувствую свой возраст. Ежедневно прошу у Господа мудрости. Пытаюсь работать так же с рвением и «на все сто», как и 20—30 лет назад. Вот еще один пример. Недавно снимал в Скадовске турецкие паромы. Нужна была красивая панорама. Недолго думая, полез на 40 метров вверх по стреле подъемного крана. Машинист кричит «Куда?», а я ему: «К ангелам» (смеется. — Авт.). Опасно, страшно, но иначе красиво не получится. Приходилось также на перилах 8-го этажа снимать учение спасателей. Ребята держали сзади, шутили, а я фотографировал.

— Знаю, что к вам часто обращаются за советами молодые фотографы.

— Да, я всегда прошу их прежде всего чувствовать высокую ответственность своей миссии. Быть фотокором — интересно и почетно, ведь нашей работой воспользуются потомки. Какой они увидят нашу эпоху, во многом зависит от фотожурналистов. Поэтому отдаваться работе нужно по максимуму, даже если это не всегда приносит успех. Высокая оценка снимков и достойные гонорары обязательно придут к настойчивым.

Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ