Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Телегид

2 ноября, 2012 - 11:47
КАДР ИЗ ФИЛЬМА ДЖЕЯ СИ ЧЕНДОРА «ПРЕДЕЛ РИСКА» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»

 

Финансовый кризис: кинодиалоги о жадности и страхе

 

Ночью с 4 на 5 ноября, в 00.20, на канале «1+1» смотрите программу «Аргумент-Кино» и ленту Джея Си Чендора «Предел риска».

Дебютный полнометражный фильм американского сценариста и кинорежиссера Джея Си Чендора «Предел риска» жанрово находится, как говорится, на грани финансовой драмы и финансового триллера. Это коллизия начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 года.

События картины разворачиваются в офисах одного из американских банков, который находится на пороге кризиса и очевидного банкротства. Действие длится на протяжении суток, когда сотрудники и руководство банка пытаются найти оптимальный выход из критической ситуации.

В конечном итоге мы до сих пор, как и весь мир, — так или иначе — продолжаем жить под знаком финансового кризиса 2008 года. Что привело к нему? На этот вопрос с помощью кинохудожества пытается ответить автор фильма «Предел риска» Джей Си Чендор, который — и это ощущается — прекрасно знает тему. Наверное, не в последнюю очередь потому, что его отец когда-то работал в самом большом в мире инвестиционном банке Merrill Lynch, ставшим одним из самых ярких индикаторов упомянутого кризиса осенью 2008 года.

Следовательно, это кино о том, как начинался кризис. С кого и с чего все начиналось. Но вместе с тем и прежде всего — это все же не историческое исследование того, как работали или почему не сработали определенные финансовые схемы и как проявили себя глубинные экономические и финансовые законы, которыми пренебрегли люди.

Это кино, как и должно быть, собственно об этих самых людях, можно сказать, о нас с вами. Как люди реагируют, как поступают, когда появляется вопрос не просто денег, а больших, огромных денег. Конечно, для каждого — это своя сумма. Но деньги очень часто — правдивый индикатор. И здесь уже перестает работать привычное противостояние «хороших» и «плохих». Цифры, суммы моментально перемешивают знаки притяжения и отталкивания. И, очевидно, «хорошие» персонажи начинают поступать «плохо», абсолютно не отдавая себе отчета в том, что они делают. И не важно, что жертвами их поступков и действий становятся другие. В нашем случае — миллионы людей.

Но во всем ли виноваты финансисты — их корыстолюбие и жажда, их безответственность? Не эти ли качества тех же миллионов людей, которых захватил смерч банковских кредитных займов, сыграли с ними злую, но закономерную шутку? Об этом также идет речь в фильме «Предел риска», пусть пунктиром, на маргиналии, но вполне справедливо, что придает экранной истории надлежащую неоднозначность.

Итак, кино о людях и о деньгах. Но никто никого не будет догонять, никто не будет стрелять, женщины не будут предавать из-за чьего-то тугого бумажника. Это тихое кино о жадности и страхе. Много цифр и диалогов. Цифры большие, а диалоги чрезвычайно насыщенные и экспрессивные.

А роли главных персонажей исполняет плеяда замечательных актеров: Кевин Спейси, Джереми Айронс, Пол Беттани, Деми Мур и другие. Кто-то остроумно пошутил: многовато как для «бухгалтерского триллера». Конечно, где большие деньги, там «рвутся сердца».

Владимир ВОЙТЕНКО

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ