Многим кажется непонятной настойчивость, с которой США постоянно отстаивают основные свободы человека на международной арене. Как и бессилие американской власти, которая не смогла запретить антиисламский фильм, вызвавший массовые протесты в мусульманском мире. Однако это объясняется просто — в США не существует ограничений на свободу слова, которая гарантируется Первой поправкой к Конституции.
Более того, достаточно поучительным для многих стран может стать то, как США прививают населению потребность в основных свободах. В Вашингтоне даже существует музей, посвященный свободе прессы. Открытый в 2008 году Newseum — единственный в мире интерактивный музей, который посвящен масс-медиа. Его строительство обошлось в 450 млн. долларов, причем более 100 млн. долларов собрали газеты. Это один из нескольких в Вашингтоне музеев, вход в который — платный. И тем не менее, Newseum очень популярен: ежегодно его посещает 800 тыс. человек.
Посетители медиа-музея могут попробовать себя в качестве телеведущего или репортера в интерактивном отделе новостей. Кроме того, каждый желающий может заново пересмотреть новости о важнейших событиях с помощью мультимедийных экспонатов, артефактов, а также посмотреть ежедневные новости в реальном времени на огромном видеоэкране.
Среди редких артефактов — Декларация независимости, которая была напечатана в 1776 году газетой Pennsylvania Evening Post, и Библия Гутенберга. А стены в середине музея усеяны высказываниями о масс-медиа и свободе слова.
Каждые четыре года в Newseum устраивают выставку «Президентские кампании и пресса». В этом году посетители могли увидеть, как масс-медиа освещали президентские выборы, начиная от Вильяма Мак-Кинли, который в 1896 году вел кампанию с крыльца собственного дома, до Барака Обамы, осуществлявшего в 2008 году кампанию с помощью Интернета. Можно и «проголосовать» за нынешних кандидатов в специальных кабинках для голосования.
Newseum — это не только музей, но и мемориал журналистам, которые погибли, исполняя профессиональные обязанности. Среди них есть и портрет Георгия Гонгадзе.
Однако едва ли не самая главная задача Newseum — пропагандировать значение прессы для страны. Этому служит галерея под названием Первая поправка к Конституции США* и дорожка Пяти свобод: свободы слова, свободы прессы, свободы собраний, свободы петиций и свободы вероисповедания. Чаще всего в этом музее можно увидеть школьников, которых сюда привозят на школьных автобусах. И это не случайно. Ведущие американские газеты предлагают школам специальные скидки на входные билеты, чтобы как можно больше детей усвоило важность роли прессы и пяти свобод, гарантированных всем американцам.
Кстати, подобный музей строится в Гамбурге; также планируется открытие «китайского» Newseum в Гонконге. По-видимому, было бы неплохо открыть подобный музей в нашей стране, ведь количество украинских журналистов, которые погибли, отстаивая право украинцев на информацию, достигает уже полсотни, впрочем, далеко не каждый гражданин способен это оценить, как и понять важность свободы слова и собраний для развития страны. С другой стороны, возможно, украинский Newseum усилил бы у самих медийников ощущение ответственности перед страной.
В ходе поездки автору удалось побывать в двух газетах, которые по-разному выживают в ситуации, когда количество изданий в США сокращается.
«НАС КРИТИКОВАЛИ, ЧТО МЫ ДВИЖЕМСЯ СЛИШКОМ БЫСТРО»
Расположенное в Вашингтоне издание Politico на полную использует фактор приближенности к федеральным органам власти.
Веб-газета Politico, которая принадлежит Capitol News Company, LLC, начала свою деятельность в январе 2007 года. Как рассказал редактор по менеджменту Билл Николс, тогда газеты стремились как можно эффективнее интегрироваться в веб-сеть, поэтому открытие печатного издания считалось безумной идеей. По его словам, в начале персонал Politico составлял 50 человек, а теперь 175. Газета распространяется в Интернете, и только 40 тыс. печатных экземпляров бесплатно раздаются среди политиков, ведущих бизнесменов и людей, которые влияют на принятие решений.
«Принимая такое решение, мы исходили из того, что веб-король идет первым, а потому нужно как можно быстрее выдавать информацию на телефоны или другие устройства, — рассказал Николс. — Нас критиковали, что мы движемся слишком быстро, но и мир движется быстро».
Politico «выживает» за счет поступлений от рекламы на сайте и в печатной версии. На 24-х страницах реклама занимает от 50 до 68 процентов и является инструментом лоббирования в конгрессе. Поэтому, как отметил Николс, влиятельные политики отдают преимущество публикации статей или взглядов именно в печатной версии издания. Плата за доступ к аналитическим статьям в Интернете на так называемой Paywall приносит 10 процентов от общих доходов. Кроме того, газета получает доходы от организации разнообразных круглых столов, конференций. Подписчиками издания являются главным образом частные компании.
В Politico работают высококвалифицированные журналисты и эксперты, которые профессионально анализируют внутриполитическую ситуацию в стране. Зато газета практически не освещает внешнеполитическую тематику. Исключением является разве публикация статей относительно реакции Вашингтона на то или иное событие в мире. «Мы решили не охватывать все, а лучше выбрать конкретные темы и доминировать в них», — объяснил позицию издания Николс, который до перехода в Politico с 1984 года работал в газете USA Today.
«МЫ ПРИДЕРЖИВАЕМСЯ СТАРОЙ ТРАДИЦИИ — БЫТЬ ГОЛОСОМ ДЛЯ БЕЗГОЛОСЫХ, ЗАБЫТЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ»
Между тем успешная газета Sun Sentinel, редакция которой находится в Форт-Лаудердейл, Флорида, выходит семь дней в неделю и придерживает традиционных взглядов на роль СМИ. Это издание видит свою задачу в защите интересов общественности, разоблачении коррупции среди чиновников, несправедливости по отношению к людям. «Мы придерживаемся давней традиции — быть голосом для безголосых, забытых правительством», — отметила Селли Кестин, которая 14 лет занимается журналистскими расследованиями.
Издание эффективно применяет новые технологии в своей веб-версии, доступ к которой является платным. В Интернете газета, кроме статей, выставляет видео и фоторепортажи.
Половину поступлений Sun Sentinel получает от подписки, а вторую половину — от рекламы, которая по объему занимает 50% издания. В газете работает 100 журналистов-репортеров, из которых трое занимаются журналистскими расследованиями.
Как рассказала пани Кестин, в последнее время на страницах газеты публиковались материалы о коррупции в полиции, в частности о том, что полицейские ездят с превышением скорости, что повлекло 350 автокатастроф и 20 смертей. Также газета расследовала растрату местной властью средств, предназначенных на ликвидацию природных катастроф. Темы для расследований, которые могут продолжаться до полугода или больше, определяются правлением газеты. «Мы верим, что в результате наших публикаций ситуация будет исправлена», — отметила журналистка Sun Sentinel.
Понятно, что в США есть много политиков или других влиятельных фигур, недовольных публикациями в масс-медиа, но Конституция изначально была построена так, что законодательные органы оказались лишенными возможности каким-либо образом ограничить свободу слова, а соответственно и прессы. Все просто. Первая поправка провозглашает: конгресс не имеет права издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати и права народа мирно собираться и обращаться к правительству с просьбой устранить какую-то несправедливость.