«ЕВРОРЕМОНТ» СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ
Монику Олув легко принять за украинку, так правильно она разговаривает на нашем соловьином языке. Но оказалось, что девушка — из польского местечка Олецко, и уже почти год работает в Донецке волонтером. «Раньше четыре месяца жила в Львове. Когда искала волонтерскую программу, хотела поехать на восток, и на специальном сайте нашла готовую программу в Донецке. Проект продолжается год, называется «Диалог между поколениями». В течение учебного года я работала с детьми в школах, например, мы делали генеалогическое дерево. А в Центре детского и юношеского творчества занималась оригами с родителями, которые ожидали детей», — рассказывает она.
По окончании школы или вуза молодые европейцы часто хотят сделать годовой перерыв, и разнообразные программы волонтерства за рубежом — хорошая возможность использовать это время рационально и с пользой. Большие возможности для этого предоставляет Европейская волонтерская служба (ЕВС или EVS), направление программы Евросоюза «Молодежь в действии» («Youth in Action»). Участником проектов ЕВС раз в жизни может стать любой европеец в возрасте от 18 до 30 лет. Донецкий молодежный дебатный центр с 2007 года принимает волонтеров из стран ЕС и отправляет туда украинцев с помощью этой службы.
Ассистент координатора проектов ЕВС Донецкого молодежного дебатного центра Оксана Дмитряк рассказывает: «В Интернете существует база аккредитованных организаций, которые занимаются ЕВС, среди них и наша. Они выкладывают свои проекты, а волонтеры выбирают интересные для них и посылают туда аппликационную форму. Дальше проходит интервью по скайпу, и, в случае подтверждения участия, оформляются документы».
Проекты организаций должны быть утверждены Европейской комиссией: организация вместе с волонтером разрабатывает проект и подает его на рассмотрение соответствующим органам Европейской комиссии, и, если те решают, что проект важный и отвечает всем стандартам и требованиям, то выделяют финансирование на его реализацию. Процесс написания, представления, рассмотрения, утверждения до финансирования проекта является довольно длительным и может занять до полугода, но, как свидетельствует практика, это время важно для волонтера, чтобы осознать, что он или она едут в другую страну на определенный период своей жизни, и могут начать готовиться к этому — изучать язык, традиции, культуру. Участнику ЕВС возмещается 90% средств на проезд, выделяются деньги на проживание, питание, «карманные» и транспортные расходы.
Волокита с документами — ахиллесова пята волонтерских программ в Украине. По программе ЕВС волонтеры приезжают на время от двух недель до 12 месяцев. Без визы в Украине можно находиться 90 дней, поэтому с теми, кто выбирает краткосрочные программы, проблем нет. Для тех, кто хочет работать в Украине дольше, посылают приглашение от всех возможных инстанций, а затем волонтеры пытаются получить 45-дневную визу — документ выдают не всегда. После прекращения действия визы нужно подавать в миграционную службу документы на получение свидетельства временного пребывания в Украине.
Оксана Дмитряк объясняет: «Наше законодательство находится в процессе гармонизации со стандартами ЕС и, несмотря на то, что уже произошло много позитивных изменений, до сих пор есть много споров, потому что в соответствии с законами должен быть орган, который отвечает за пребывание волонтеров в Украине, — у нас такого нет, но программы существуют! Также возникают проблемы с указанием цели визита — в перечне причин нет волонтерской службы. Получить свидетельство временного пребывания, в принципе, труднее всего, с чем сталкивалась, работая с ЕВС. Это странно, потому что есть поддержка от местной власти, нам очень способствует Донецкое областное Управление по делам семьи и молодежи, а также Управление по делам семьи, молодежи и международных связей Донецкого городского совета, но миграционная служба должна следовать «букве закона», и именно несовершенные законы создают много препятствий».
В программах ЕВС существует система поддержки волонтера, ее составляют организации, которые отправляют и принимают волонтера, и ментор. Ментором может быть любой «адекватный» человек, его обязанности — помочь иностранцу адаптироваться к жизни в новой стране. «Ментор может показать город, сводить в больницу, помочь с языком, просто выслушать впечатление волонтера от работы. Но в его общении с волонтером должен существовать определенный предел», — замечает Оксана Дмитряк.
Иностранцы должны работать 30-35 часов в неделю, суббота и воскресенье — выходные, ежемесячно можно взять два «отгула». Ныне в рамках проекта «Волонтеры для детей и молодежи» в Донецке работают четыре гостьи из Польши. Одна из них, Паула Западка, делится впечатлениями: «Сейчас получаю образование экономиста, искала проект на каникулы, чтобы интересно провести свободное время. И вот нашла трехмесячную программу в Донецке. Мы работаем на детских площадках отдаленных районов города. На одной из них всегда много детей, которые хотят с нами играть, предлагают свои идеи. На другую площадку уже и не ходим — там мало детей, а подросткам интересны только пиво и сигареты».
Волонтеры активно принимают участие в деятельности Общества польской культуры Донбасса, и по субботам обучают польскому языку начинающих. А 14 августа в Донецке открылась инициированная волонтерами проекта «Диалог между поколениями» выставка «Один Донецк — разные поколения». Через соцсети отобрали 30 лучших фотографий, на которых — разные взгляды представителей Донецка на родной город, а теперь волонтеры три недели будут вывешивать снимки на веревках в центральных «точках» города.
После окончания работы в проекте каждый волонтер получает сертификат — Youthрass, где описаны все его результаты в течение участия в программе ЕВС. Этот документ служит весомой рекомендацией для работодателя или приемной комиссии вуза. «Иногда волонтеры учатся у нас мыть посуду и пылесосить, иногда — языки. ЕВС — это система учебы, главное для ее участников — открыть что-то новое, и, в принципе, я не верю, что здесь нельзя ничему научиться», — уверена Оксана Дмитряк.
МИССИИ «ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА»
В Украину приезжают волонтеры разного возраста и опыта, некоторые из них делают это по собственной инициативе, как 64-летний житель Амстердама Бен. Голландец-чудак рассказывает о своей волонтериаде:
«Вообще, я из семьи предпринимателей, и мой отец хотел, чтобы я также занимался бизнесом. А я подростком стал хиппи, в 18 лет отправился путешествовать по свету в поисках смысла жизни. Больше 30 лет занимаюсь социальной работой за рубежом, жил в Индонезии, Таиланде, Китае, Мьянми, России... За рубежом я всегда опираюсь на местные ресурсы, потому что если буду помогать голландскими средствами, то, когда уеду, все развалится.
Сейчас я приехал в Украину на время отпуска, в Донецке только на неделю — это очень мало, чтобы найти местных спонсоров, но я познакомился с людьми, которым могу доверять в своей деятельности. В Амстердаме у меня есть приятель Роман, он знает маленькую группу христиан в Донецке, которые занимаются социальной работой. Роман дал мне контакты девушки из этой группы, и в Донецке мы с ней встретились. Вместе мы посетили Донецкий пансион для пожилых людей: там чисто, все хорошо организовано, но очень бедно, не хватает хороших кроватей. А еще жильцы пансиона слишком пассивны, сидят в одиночку без дела — нужны волонтеры, которые будут с ними играть, рисовать, делать гимнастику. Планирую приехать в Донецк в следующем году на более длительный срок и надеюсь найти желающих помочь дому с бабушками и дедушками.
Вообще, самый впечатляющий опыт для меня — семь лет в Индонезии. Там работал в сети мастерских для людей с физическими и ментальными трудностями, готовил преподавателей для этих заведений. Я делал это с индонезийской организацией, поэтому и сейчас, много лет спустя, эти мастерские хорошо работают.
Можно сказать, что я — «волонтер-фрилансер», в Голландии консультирую людей с психологическими проблемами. Я не люблю быть в структуре, потому что мне будут говорить, что я должен делать, но тогда я не смогу наладить контакт с человеком, которому помогаю.
В Голландии также есть дома престарелых, их поддерживают большие организации, и, как индивидуалист, я могу сделать там совсем мало. Вообще, Западная и Восточная Европа для меня очень разные. На Западе люди более материалистичные, живут на безумной скорости... Это их право, но я люблю контактировать с людьми, и мне проще общаться с жителями Восточной Европы. Украинцы — очень открытые и гостеприимные, пока я здесь, это — моя любимая страна».