Работами художника, лауреата Премии им. Леси Украинки, можно искренне и эмоционально увлекаться, можно реагировать на них прохладно-сдержанно, добавляя нотку скепсиса, можно иронизировать по поводу их или даже беспощадно критиковать... Но ни в коем случае нельзя не замечать (разумеется, речь идет о тех, кто интересуется искусством) мир, который родился и ежедневно рождается в его мастерской — там, где, по словам самого Николая Бутковского в одном из интервью, «жизнь идет вне времени по установленным мною правилам». Тем более что он не прячет их под замком, а выносит на суд публики — на его счету больше двадцати только персональных выставок.
Чем же удивлял, радовал, раздражал, веселил, развлекал, побуждал задуматься, помечтать, настраивал на позитив, очаровывал и разочаровывал, успокаивал, приобщал к красоте созданного им мира и т.п. на очередной выставке, которая проходит в салоне областной организации житомирских художников, известный украинский мастер? Кстати, львиную долю презентованных на ней работ (47) составляла наработка нескольких последних лет, что само по себе свидетельствует о художественной активности.
Как-то Бутковский сказал: «Пейзажи моему творчеству не особо присущи». И правда. На выставке — ни одного пейзажа в чистом виде, а вот в «нечистом», как фон, в первую очередь — случаются. Это и работы «У водопада», «Вечерние мелодии»... Посмотрим на девушек на первой из названных картин сквозь призму символов. Вот вам просто гимн жизни! Вода и женщина — так знаково, это ведь и есть первооснова, чистые, беззащитные создания, которые уж точно «вне времени»! Внимание привлекает также искусная игра света и тени, будто предупреждающая об опасностях, которые случаются, или о темных сторонах бытия, и призывает эту жизнь беречь.
Склонность к стилю «ню» можно считать одним из «фирменных» признаков творчества Бутковского. Вот «Лето. Кофе». Обнаженная, местами незагорелая девушка полулежит. В руке у нее чашечка с кофе, которую она примостила у себя на бедре, на переднем плане — книжка и большая конфета. Однозначно, девушка не пьет кофе, а лишь держит чашку, конфетой она тоже не лакомится. И взгляд ее не очень проектируется на книжку. Единственное, что она уверенно делает, это держит позу, которую можно описать цитатой «Пані лягли і просять» из знаменитого фильма «За двумя зайцами». Следовательно, вполне логично выглядело бы название — «Лето. Проня Прокоповна».
Магия отношений между женщинами и мужчинами очевидно привлекает художника. «Старый паяц», «Прикоснуться к истине», «Эллинская пастораль», «Магнолии цветут», «Классическая музыка», «Покой», «Сатир и нимфа», «Игра в шахматы» убедительно это иллюстрируют. Последняя работа демонстрирует пренебрежительную позицию женщины в играх-отношениях и очередную близкую победу. Поза партнера — неуверенная: вполоборота, сбоку. И спина в форме вопросительного знака говорит: где я снова ошибся?
Греческий философ из Синопа Диоген, в поисках Человека устал и заснул в бочке, которую создал для него пан Николай (картина «Диоген»), но его фонарь продолжает светить, напоминая, что процесс длится до сих пор.
Представлен был и натюрморт, хотя для самого художника этот жанр будто не в фаворе. Подбор предметов на одном из них — арбуз, груша, виноград, бутылка («Натюрморт с арбузом») — вызывает размышления о быстротечности жизни, когда не так уж и много времени нужно, чтобы виноград превратился в вино, а бутылка с ним быстро покроется пылью. И все же хочется, чтобы на финише бытия было вино, а не уксус. А старый чайник в окружении молодых перцев («Натюрморт с чайником») — вспомним сленг — просто фонтанирует подтекстами. Парадоксально, но о жанровой работе «Бахус» этого никоим образом не скажешь — такая себе завуалированная банальная мужская мечта: на «коне», в беззаботном состоянии и в женском окружении.
Пять женских портретов свидетельствуют о том, что пан Николай может искусно передать схожесть натуры. Жаль, что женщины и девушки, кроме той, имя которой Аленка, выглядят несколько скованными.
Следовательно, можно констатировать — художник смог создать свой удивительный мир, где женщины, в отличие от мужчин, не стареют и присутствуют в большинстве. Но хотя его персонажи часто находятся в состоянии сна или просто лежат, закрыв глаза, почему-то верится, что и они создают собственные миры.