Недавно на польских сайтах со ссылкой на официальные источники Ватикана появилась интересная история о Папе Франциске. Одна беременная итальянка, которую бросил мужчина, когда узнал о беременности, в отчаянии написала письмо Папе. В письме женщина полностью описала ситуацию, как любимый узнал о ее беременности, как требовал сделать аборт. Однако она отказалась от детоубийства, решив рожать и воспитывать ребенка самостоятельно. Однако для 35-летней Анны Романо в своем одиночестве было важно найти духовную поддержку, потому без колебаний написала Папе. Через несколько дней у женщины «запел» мобильный. В трубке Анна услышала голос Папы Франциска: «Я окрещу Вашего ребенка! Мы, христиане, не можем позволить, чтобы отнимали надежду!»
ДИАЛОГ «ЦЕРКОВЬ — ОБЩЕСТВО»
После описанной ситуации на многих сайтах, опять-таки, появился специальный перечень рекомендаций от итальянского издательства о том, что нужно делать, когда к тебе позвонит по телефону Папа. Читая эти советы, невозможно не улыбнуться, ведь среди них есть такие, например — «Не расспрашивай о проблемах и последних скандалах Ватикана. Он в этом не виноват и, наверное, уже и так имеет с ними много хлопот. Если разговор пойдет на тему животных, то абсолютно не вспоминай о воронах («cuervos» — символ спортивного клуба, традиционного противника любимой команды Папы Франциска). Привычная дефиниция говорит, что «диалог — это разговор двух лиц или нескольких», однако, по моему мнению, здесь нужно искать глубже. Для того чтобы была эффективной коммуникация, нужно, чтобы происходил процесс с обеих сторон. При этом в понимании этих процессов невозможно не принимать во внимание возможность создания коммуникации через медиа-площадки. Примем во внимание хотя бы первый сегмент информационного сообщения — «35-летняя итальянка написала Папе». В нем мы видим, насколько Церковь может быть приближена к каждому человеку и насколько может активно участвовать в коммуникации. Папа — это глава Церкви с громадным количеством верующих, человек, у которого плотный график и много обязанностей, однако это не помешало женщине написать к Папе, как к любому священнику, задача которого, прежде всего — служить каждому человеку. Этот факт, по моему мнению, свидетельствует о двух вещах. Первая — в обществе формируется определенный «имидж» Церкви, конечно, в этом процессе роль медиа, как мы отмечали выше, — неотъемлемая составляющая. Стоит лишь проанализировать контент христианских интернет-ресурсов после интронизации Папы Франциска. Тогда вспомним фотографии с Папой в метро, с Папой, который прогуливается по городу без охраны, с Папой, который носит потертые ботинки и отказывается от новых. СМИ создали образ нового главы Церкви — открытого тем, кто больше всего в нем нуждается. Вторая мысль, которая появилась после прочтения информации, — в современном мире все больше затерянных людей. Анна Романо, по моему мнению, — это пример обыкновенной женщины, которая встала перед суровыми вызовами сегодняшнего дня. В предыдущих материалах мы размышляли над тем, насколько ныне важно уметь противостоять влиянию секуляризации, ведь чем больше человек пытается усовершенствовать этот мир, тем шире становится круг искушений и псевдосвобод. Именно поэтому в современном мире человек, возможно, в десять раз больше нуждается в поддержке и духовном сопровождении. Еще один акцент — ответ Папы. Ответ Понтифика, по моему мнению, должен быть уроком для многих церковных иерархов. Для священника ступень его пребывания в иерархии Церкви не может быть препятствием в его первоочередной задаче — общении с человеком. Думаю, что в современном мире недостаточно только делиться впечатлениями от новых открытий, развития технологий, важно воспитать в нем человека с духовным стержнем, поэтому Церковь является и должна быть активной платформой в создании гражданского общества, ведь гражданин — это человек со стойким иммунитетом к новым искушениям.
«ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — В ПОНИМАНИИ СПЕЦИФИКИ ВРЕМЕНИ»
По моему мнению, в сегодняшней коммуникации между Церковью и обществом есть много препятствий, прежде всего — непонимание особенностей времени, в котором проживаем. Два года назад у меня была дискуссия с одним из лидеров протестантского течения. Пастор упрямо доказывал мне, что коммуникация на платформе социальных сетей, да и вообще Интернета для современного христианина — губительна. Конечно, социальные коммуникации — это палка о двух концах. С одной стороны — присутствие в них угрожает безопасности защиты личных данных, расщеплению в информационных потоках, взятие функций пассивного «лайкомана». Однако коммуникация в социальных сетях имеет свои позитивные стороны. Буквально несколько месяцев назад один греко-католический священник написал в собственном блоге размышление о грехах, которые он чаще всего слышит на исповеди. Вскоре появился блог-ответ: молодая девушка написала на странице собственного профайла в Live Journal («Живом Журнале». — Авт.) о том, какие советы она хотела бы услышать от священника во время исповеди. Это и является примером коммуникации в современных условиях: через Интернет, телефонные звонки, э-мейл-переписку. Для многих людей между ними и Церковью появляется барьер: они боятся прийти к духовному лицу на разговор вживую, попросить у него помощи, глядя в глаза. Учитывая современные факторы, в первую очередь, психологические особенности в восприятии мира, опять-таки из-за безудержного потока информации и вызовов такая реакция человека вполне оправдана. Поэтому, по моему мнению, духовенство должно обращать внимание на эти особенности и знаки времени; не отказываться создавать и вести страницы на платформах социальных сетей, блоги. Думаю, что после серии частных сообщений между человеком и священником, — во-первых, он не будет чувствовать себя настолько затерянным и забытым, а, во-вторых, — изменит свои стереотипы по поводу Церкви и, возможно, когда-то переступит порог храма; поняв, насколько эта коммуникация является важной для укрепления духовного «вестибулярного аппарата». Поэтому настоящий диалог — не только проповедь с амвона (амвон — специальное место в храме, предназначенное для чтения Евангелия, и произнесения проповедей) в ежедневном богослужении, это стремление выйти за пределы.
«Не знаю, действительно ли Папа найдет время для крещения моего ребенка. Однако мне уже известно, что малыш родится в апреле и это — мальчик. Хочу, чтобы моя история была примером для тех женщин, которые находятся вне Церкви лишь из-за того, что встретили безответственного мужчину, который даже не может засвидетельствовать свое отцовство. Звонки Папы — это не случайность, ведь через звонок к одному человеку, он пытается достучаться до многих. Хочу, чтобы мой сын назывался Франциском! (в оригинале Франческо. — Авт.)», — отметила в комментарии для журналистов Анна Романо.