Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Российская Врадиевка на украинском ТВ

«Интер» показал сериал «Станица», который попробовал в художественной форме раскрыть проблему местной «мафии»
23 сентября, 2013 - 11:23
КАДР ИЗ СЕРИАЛА «СТАНИЦА». НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ — НАРОДНАЯ АРТИСТКА РОССИИ НИНА УСАТОВА, СЫГРАВШАЯ НАДЕЖДУ ВОЛКОВУ / ФОТО С САЙТА EX.UA

Вечером второго сентября «Интер» оставил далеко позади своих конкурентов. А все потому, что в начале прошлой недели он вывел в эфир двенадцатисерийный российский сериал «Станица». На украинском телевидении это была премьера.

Словосочетание «российский сериал» давно приобрело постоянную негативную окраску. В этом случае ситуация намного лучше. Но она не идеальная. Законы массового жанра не позволили «Станице» стать хорошим продуктом во всех отношениях. Хотя непродолжительность сериала, по сравнению с другими российскими масштабными проектами, уберегла его от превращения в сто раз пережеванную жвачку, которую давным-давно хочется выбросить, и которую зритель жует уже лишь рефлекторно, — от скуки. А еще «Станице» на помощь пришла тема, которая отвела сериал от банальных папиных-дочек-букиных-нянь и другой «ереси».

О чем же «Станица»? «2010 год. Однажды в Кубанскую станицу Лощинская приезжает Марина Горобец, чтобы навестить дочь Светлану, которая учится в местном профучилище. Выясняется, что девушки в станице нет. Директор училища, местные милиционеры, одноклассницы Светланы явно что-то скрывают. Не найдя отклика в официальных структурах, Марина решает искать дочь самостоятельно. Она еще не знает, что в действительности станицей руководит структура неофициальная — клан бизнесменов Волковых». Так анонсировали новый российский сериал. Однако на самом деле «Станица» — больше о местной коррупции, которая, как рак, поглощает все на своем пути, — милицию, церковь, работников банка — любого, кто занимает руководящую должность. Поиск дочери и выведение обеспокоенной матери на первый план — это лишь «приманка» для большей части аудитории телезрителей — женской. Мужчин к просмотру сериала заманивали историями о местной мафии и борьбе отдельных персонажей с ней.

Немаловажный момент — сериал «Станица» основан на реальных событиях. Прототипом банды Волковых была банда Цапка, последней каплей деяний которой стало убийство двенадцати людей, в том числе женщин и детей. Так местные бандиты из кубанской станицы Кущевская расправились с семьей и друзьями семьи фермера Сервера Аметова, которого Цапок подозревал в убийстве своего брата. На такое зверство правоохранительные органы уже не смогли закрыть глаза, а до этого клан Цапка «держал» 10 лет всю станицу. Русские СМИ много пишут о событиях и суде над бандой Цапка, однако режиссер Владимир Шевельков решил снять сериал о самой истории таких районов, которые все чаще становятся не исключением, а правилом, и все с ужасом это понимают.

«Станица» раскрывает все гнойники системы. Самый главный — местная мафия — клан Волковых, старшая в котором — сильная женщина «Надюша». В своей жизни она все получила сама и воспитала двух «волчонков» — Николая и Сергея. Это два абсолютно разных человека — один заправляет всей бандитской системой и охраняет бизнес матери, а другой — «маменькин сынок», на которого легко повлиять женщинам. Активных злых деяний на его совести нет, до конца сериала он даже выбьется в герои и перейдет на сторону добра. Кроме главных героев, в «Станице» привлекают внимание и другие характерные персонажи: продажный «мент», двоюродный брат «Надюши», который сажает и «отмазывает» кого нужно. «Купленные» пытками и деньгами журналисты, которые продвигают Николая и Сергея в Думу. И даже священник, который служит не Богу, а Волковым в построенной «Надюшей» церкви.

Однако кроме старой «волчицы», в сериале все герои кажутся плоскими и однообразными — если позитивные, то добрые, чуткие, приветливые, отважные, если негативные — злые, моральные уроды, убийцы. Нина Усатова, которая сыграла «Надюшу», смогла «очеловечить» своего персонажа, хотя бы посредством тех же мук совести и через биографию Волковой, которая по сюжету сериала добилась всего сама и сама же когда-то несправедливо пострадала. А вот актриса Мария Шукшина (Марина Горобец) в своей героине такой глубины передать не смогла, как и все другие позитивные герои. Возможно, сценарист не прописал их историю, и типажи остались шаблонами. А возможно, у него даже не было такой цели, ведь формат сериала ставит упрощенные задачи. Вообще до 11 серии, то есть почти до самого конца телеистории, создавалось впечатление, что это сериал-сказка, где все плохие наказаны, а все хорошие спаслись. И спаслись исключительно благодаря своим личным связям в «верхах» русских правоохранительных органов. До этого милиция не реагировала на угрожающие сигналы, и это, вероятно, едва ли не самый реалистический момент в сериале. Лишь в 12-й серии режиссер все же вводит то реальное событие, из-за которого и зашевелились в станице Кущевская. Собственно, убийство в фильме не показано, Шевельков вообще обходит все сцены насилия, показывая их издалека, либо не показывая вообще, а лишь озвучивая. Таким образом мы имеем облегченную версию реальности, которая, возможно, и соблюдает этические нормы, но от этого становится менее правдоподобной.

«Станица» — это хорошая попытка взяться за серьезную тему, но попытка в известной степени провальная. Да, это не похоже на примитивные сериалы о милиции и это не откровенная «чернуха». Ужасно, что реалии таких мест намного страшнее своей экранизации. «Интер» не просто так пустил этот российский сериал по украинскому телевидению — у нас назрела та же болезнь и кое-где ее гнойники прорываются, как, например, во Врадиевке. Но что делают режиссеры таких телеисторий? Они выносят на общественность следствие, тогда как нужно обозначить причину. С поставленным диагнозом болезнь лечить легче.

Анна СВЕНТАХ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ