Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Слова в «войне миров»

С приближением подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС плевание «слуг государевых» в сторону Украины потихоньку достигает апогея
25 сентября, 2013 - 11:52
«ФЕЙСБУК» МОМЕНТАЛЬНО ОТРЕАГИРОВАЛ НА СЮЖЕТ ГОСКАНАЛА «РОССИЯ», В КОТОРОМ УКРАИНСКОЕ РУКОВОДСТВО ОБВИНИЛИ В НЕОМАЗЕПИЗМЕ / ФОТО С САЙТА DURDOM.IN.UA

Подписание Соглашение об ассоциации с Евросоюзом перечеркнет возможность вступления Украины в Таможенный союз и Киев перестанет быть для России «полноценным партнером», говорит советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев. А может, все наоборот? Ведь члены ЕС Германия, Франция или Италия, напротив, являются полноценными партнерами России, а Беларусь — вряд ли.

Начальник отдела первого департамента СНГ МИД России Илья Рубцов за то, что Украина ищет собственный интерес в российских интеграционных проектах, обвинил Украину в «иждивенческих и нахлебнических» настроениях. «Мы спасаем Украину от дефолта», — заявляет тот же Глазьев. И это в то время, когда Россия только что на таможне сделала все, что могла, чтобы этот дефолт наступил. А Украина платит за газ цену, которая на 47 % выше среднеевропейской, то есть, напротив, содержит Россию за свои средства.

А еще до этого были заявления о том, что «дефолт Украины неминуем», «потери будут достигать десятков миллиардов евро». Больше всего «отжигают» главсанврач России Онищенко и крепко привязанное к будке российское телевидение (а другого нет). Не так давно Онищенко заявил, что в общеевропейских нормах санитарного контроля «де-факто, содержится признание граждан Украины животными». Это именно тот Онищенко, который как-то заявлял, что инфекционные болезни полезны, потому что снижают демографическую нагрузку в развивающихся странах (то есть убивают людей). И это говорил формальный главсанврач России, а не эксперт по химическому оружию! Хотя, может, он совмещает?

Российское телевидение целенаправленно выставляет украинцев салоедами-нелюдями. Один из последних «перлов» — «Тарас Шевченко — фашист». А недавно Центральный госканал «Россия» в выпуске новостей выдал следующее: «Отказ от российских рынков для Украины — эвтаназия. Впрочем, эвтаназия — не совсем точное слово. Эвтаназия — это сознательный и добровольный уход из жизни. Украинцев же продолжают обманывать: от соглашения с ЕС вам будет лучше, и с Россией зона свободной торговли сохранится. Но это — предательское лукавство, можно сказать, неомазепизм».

Что происходит в действительности? То, что описали в своих афоризмах еще давние греки: «Кто отчаялся навредить, в бессильной злобе пророчит несчастье». Как раз поэтому мы видим нынешнюю истерику: российские политики так о нас беспокоятся, просто спать не могут, как переживают о благосостоянии Украины. Но при этом не забывают торговлю перекрыть.

А все потому, что уходят надежды вернуть Украину. В результате вступления Украины в зону свободной торговли с Евросоюзом у нас в стране появится множество сторонников евроинтеграции, заинтересованных в ней собственным карманом. Россия боится появления этих новых широких слоев населения.

Интересно, что этим сотрясением воздуха уже стыдно заниматься российскому президенту, потому теперь этим занимается Глазьев.

Реальное российское руководство, похоже, сохраняет возможности для нормализации риторики после заключения ассоциации. На прошлой неделе на конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Путин несколько раз заявил о «безусловном» признании независимости Украины, даже «российский мир» назвал «российско-украинским»: «Российская государственность имеет днепровские корни, как мы говорим, у нас общая днепровская купель. Киевская Русь началась как основа будущего огромного российского государства. У нас общая традиция, общая ментальность, общая история, общая культура. У нас очень близкие языки. В этом смысле мы один народ. Конечно, украинский народ, украинская культура, украинский язык имеют замечательные особенности, которые составляют идентичность украинской нации. Мы не просто относимся к этому с уважением, я, например, это очень люблю. Это часть нашего большого российского мира. Российско-украинского. Сегодня эта территория независима. В каждом из государственных образований части Украины не были привилегированными частями. Украинский народ прошел очень тяжелую судьбу. А вот объединившись в единую Русь, эта часть страны стала развиваться быстрыми темпами».

Что ж, прогресс очевиден. Оценку того, какими темпами развивалась Украина, оставим на субъективности российского президента. Действительно, не может же он полностью абстрагироваться от своего статуса. Скажем только, что во время этого «развития» государство со столицей в Москве сознательно и целеустремленно пыталось свести население к моральной деградации, кощунственному пренебрежению авторитетов, кроме придуманных ими же, а в отдельные периоды — прямо в каменную эпоху, к каннибализму. И последствиями этого «развития» как раз и является демографическая, моральная и экономическая руина, которую переживают постсоветские страны, включая Россию.

Между тем, пожелания российских чиновников Украине — далеко не самое интересное, что происходило в последние дни. Значительно резоннее аргументов была публичная дискуссия между российским и американским президентами, при участии бывшего оппонента нынешнего американского президента на выборах Джона Маккейна.

Напомню, сначала в американской газете The New York Times российский президент Путин опубликовал свою статью, на которую статьей в «Правде» ответил сенатор Маккейн.

И здесь не обошлось без популистских выпадов «ястребов». Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин обозвал Маккейна «проштампованной головой», который «с целью вразумления предпочел бы Россию разбомбить». Вместе с тем сам Маккейн, являющийся членом сенатских комитетов по иностранным делам и делам вооруженных сил, назвал статью российского президента «оскорблением интеллекта всех американцев». Наиболее резко о статье российского президента высказался сенатор-демократ от штата Нью-Джерси Боб Менендес, который возглавляет сенатский комитет по иностранным делам: «Я ужинал, и меня едва не вырвало».

Однако такая реакция как раз и свидетельствует в интересах того, чтобы и украинцы, слишком уж углубленные в себя, посмотрели на аргументы россиян и американцев. Хотя бы ради того, чтобы знать, кто чем дышит и как умело маскируются реальные намерения.

В своей статье Владимир Путин пишет: «Действующее международное право разрешает использовать силу только в двух случаях — либо при самообороне, либо по решению Совета Безопасности. Все остальное в соответствии с Уставом ООН является недопустимым и квалифицируется как агрессия». А что же было в Грузии в 2008?

Путин пишет, что операция в Сирии может «вызывать новую волну терроризма», и заявляет, что поддерживает внутрисирийский диалог. Однако этот факт не отрицает того, что оружие, поставленное Россией Сирии, вряд ли способствует этому диалогу. А кровопролитие уже и так продолжается в Сирии третий год.

«Силовые акции подтверждают также то, что какими бы точечными ни были удары с использованием самого современного оружия, жертвы среди гражданского населения неминуемы. Причем страдают в первую очередь старики и дети, жизни которых как раз и пытаются якобы защищать с помощью этих ударов. Нужно прекратить использовать язык силы, вернуться на путь цивилизованного политико-дипломатического урегулирования конфликтов», — заявляет Путин. Надо сказать, что эта риторика, при всей ее правильности, полностью идет в разрез с риторикой раннего Путина времен начала второй чеченской войны.

Вместе с тем констатация Путиным положения вещей почти безукоризненная: «Применение силы показало свою неэффективность и бессмысленность. Афганистан лихорадит, и никто не может сказать, что будет там после вывода международных сил. Ливия разделена на зоны влияния племен и кланов. В Ираке продолжается гражданская война, и каждый день гибнут десятки людей. Все большее число стран стремится обзавестись оружием массового уничтожения, срабатывает простая логика: «если у тебя бомба, тебя не будут трогать». Получается, что на словах говорится о необходимости укрепления режима нераспространения, а на деле — происходит его размывание».

Критика Путиным США созвучна тому, что чувствуют многие люди в мире: «В сознании миллионов людей на планете Америка все чаще воспринимается не как образец демократии, а как игрок, который делает ставку исключительно на грубую силу, сколачивая под конкретную ситуацию коалиции с лозунгом «кто не с нами — тот против нас».

«Президент США предпринял в своей речи попытку обосновать исключительность американской нации. Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось. Есть государства большие и малые, богатые и бедные, с давними демократическими традициями и которые только ищут свой путь к демократии. И они проводят, конечно, разную политику. Мы разные, но когда мы просим Господа благословить нас, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными», — пишет российский президент.

Хотя, правду говоря, ощущение собственной исключительности свойственно едва ли не всем нациям. Скажем, название дикой страны Вануату, затерянной в Тихом океане, переводится как «страна, которая была, есть и всегда будет». Да и по масштабам амбиций американский мессианизм — слабая тень «Третьего Рима». А в «Стратегии государственной национальной политики РФ» прямо указано, что Россия является государством, «системообразующим ядром которого исторически выступает русский народ», и что цивилизационная идентичность России «основана на сохранении русской культурной доминанты».

Не менее интересна и статья Маккейна.

Констатационная часть его статьи тоже довольно сильная. Назвать вещи своими именами — это именно то, чего не хватает на всем постсоветском пространстве: «Они (власти) не уважают ваше достоинство и не признают вашу власть над ними. Они карают несогласных и арестовывают оппонентов. Они манипулируют вашими выборами. Они контролируют ваши средства массовой информации. Они преследуют, угрожают и запрещают организации, которые защищают ваше право на самоуправление. Чтобы сохранить свою власть, они поощряют процветание коррупции в ваших судах и в экономике, терроризируют и даже убивают журналистов, которые пытаются разоблачать их коруппционность... Он дал вам экономику, которая почти полностью базируется на нескольких природных ресурсах и будет подниматься и падать вместе с ними. Ее процветание не будет длительным. А пока оно будет сохраняться, эти богатства будут во владении кучки коррумпированных властей предержащих. Он дал вам политическую систему, которая поддерживается коррупцией и репрессиями и недостаточно сильная, чтобы допустить несогласие...

Как он (Путин) укрепил международные позиции России? Взяв в союзники России самые агрессивные и угрожающие всем тирании. Он не поднимает репутацию России в мире. Он разрушает ее. Он сделал Россию другом тиранов и врагом притесняемых, ей не доверяют народы, которые пытаются сделать нашу планету более безопасной, мирной и процветающей».

«Я — не антироссийский. Я пророссийский, более пророссийский, чем тот режим, который плохо управляет россиянами сегодня. Я заявляю это потому, что я уважаю ваше (россиян) достоинство и ваше право на самоопределение. Я верю, что вы должны жить в соответствии с предписаниями вашей совести, а не правительства. Я верю, что вы заслуживаете возможность улучшить вашу жизнь, живя в стране, где экономика процветает и создает блага для многих, а не только для кучки властей предержащих. Вы должны жить в правовом государстве, где законы ясные, справедливые и применяются последовательно и беспристрастно. Я заявляю это потому, что я верю, что люди в России не меньше, чем американцы наделены нашим Творцом неотчуждаемыми «правами на жизнь, свободу и стремление к счастью», как свидетельствует американская Декларация Независимости», — пишет Маккейн.

И здесь появляется большой вопрос. Знает ли американский политик Россию в достаточной степени, чтобы утверждать, что ее населению в своей массе необходимы «способность к самоуправлению, стремление к справедливости и миру открытых возможностей»? Социологи единодушно утверждают, что нет. По данным только что проведенного опроса «Левада-Центра», 34 % граждан выбрали социалистические и социал-демократические взгляды, 17 % — режим твердой руки, 16 % — коммунизм, 15 % — аграрную патриархальность, 9 % — «российский национал-патриотизм». То есть в целом приблизительно 90 % против 9 % людей с либеральными взглядами. Неизменная популярность Сталина в России наглядно свидетельствует, чего именно хочет большинство россиян. Правда, в сложных экономических условиях нигилизм может прибивать Россию и к либеральным идеям, как это было в 1917 и 1990 гг., однако все это было весьма эпизодически. Как раз потому, что не базировалось на извечных рефлексах россиян. И наоборот, абсолютизм как раз потому стоит в России более полтысячелетия, что опирается на национальную психологию.

Как пишет Маккейн, «Президент Путин ... не верит, что на свободе человеческая природа может подняться над своими слабостями и построить справедливое, мирное и процветающее общество. Или, как минимум, он не верит, что это могут сделать граждане России. Поэтому он правит, используя эти слабости, с помощью коррупции, репрессий и насилия. Он правит для себя, но не для вас». Надо сказать, американский политик со свойственной молодым нациям самоуверенностью забыл спросить: верят ли сами россияне в то, что на свободе они построят что-то лучшее, чем под надзором царя, комиссаров или президента?

Секрет в том, что для большинства россиян ценности демократии не являются ценностями. И они, кстати, искренне об этом говорят. Поэтому время отстать от них с этими ценностями и снять очки, которые даже для очень компетентных американцев красят мир в один цвет.

Александр ПАЛИЙ, политолог, кандидат политических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ