Николай Грох — заслуженный художник Украины; он учился в Киевском училище прикладного искусства на отделении художественного текстиля, затем — в Киевском государственном художественном институте; с 1965-го года принимал участие в многочисленных выставках, занимался иллюстрированием книг и станковой графикой. Кроме того, Николай Грох является основателем и руководителем художественной студии Национального Союза художников Украины (интервью с Николаем Никифоровичем читайте в четвертом выпуске глянцевого приложения «Маршрут № 1» уже в эту пятницу).
Альбом «Графика», изданный в этом году издательством «Ярославов Вал», — это «кухня» художника. Здесь собраны эскизы автора из трех альбомов-дневников, отражающие процесс творческого поиска художника.
«Мне захотелось показать «кухню» художника, потому что она иногда бывает интереснее результата, — заметил Николай ГРОХ в комментарии «Дню». — В этом издании нет конечных иллюстраций и гравюр, к которым шли поиски в моих альбомах. Я увеличил небольшие эскизы, которыми с 1980 года заполнял страницы своих «черновиков», и повторил посредством светового стола отобранные рисунки, не меняя ничего. Вышло совсем новое качество работ».
Не менее интересной является история появления книги «Очерки по истории костюмов». Это монументальное исследование, которое является в то же время памятником графического искусства, создавалось около сорока лет.
— В 1969 году в издательство «Исскуство», в котором я работал, обратился Константин Стамеров из Одессы и предложил издать двухтомник по истории костюма, начиная с египетской цивилизации и заканчивая серединой восемнадцатого века. Мне предложили работать над творческим оформлением, — рассказал Николай ГРОХ.
Автор исследования Константин Стамеров, по словам художника, был из одесских греков. А историю мирового костюма хорошо знал потому, что его отец, якобы еще до революции, имел собственный театр в Одессе. Константин Стамеров задумал многотомное издание о материальной культуре мира. Впрочем, закончить работу над изданием ему не удалось.
— Он был репрессирован, и к началу работы над книгой его еще не реабилитировали. Из ссылки он вернулся с тремя инфарктами. Я с ним всего дважды встречался, — отметил Николай Никифорович. — Когда мы начали работать над книгой, работа шла медленно, в частности потому, что мы отправляли черновые наброски иллюстраций к книге в Одессу, Константин Стамеров их правил, и только потом мы приступали к оригиналам. Но он не дождался завершения работы. Поэтому в дальнейшем нам с товарищем пришлось выполнять работу и редакторов. В результате книга вышла лишь через 10 лет — в 1979-ом. О личности автора могу еще рассказать интересный штришок. Много лет спустя я смотрел на российском канале программу, в которой принимали участие когда-то репрессированные актеры; и один сказал: «Я благодарю Богу, что попал в лагеря, потому что там я прошел университеты, которых здесь не смог бы пройти; я встретился с людьми выдающимися, где звездой первой величины был Константин Стамеров».
8 лет спустя издательство решило осуществить переиздание книги. Николай Грох восемь лет редактировал труд, переделывал рисунки, сверял материал. Еще 12 лет книга ждала публикации из-за нехватки средств — и только в 2007-ом был издан этот монументальный труд, сопровождающийся детальными и точными изображениями костюмов, причесок, обуви, которые носили мужчины и женщины в разные времена на разных континентах. По словам художника, исследование интересно также очень деликатными небольшими текстами. Это фактически история мира через костюм.
Презентация альбомов и книги начнется в 16.00 (ул. Артема, 1-5).