Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Культура жизни» vs «культуры смерти»

О попытках налаживания коммуникации по вопросам биоэтики между Церковью и обществом
30 сентября, 2013 - 10:04
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На минувшей неделе в Берлине традиционно прошел «Марш за жизнь» — ежегодно неправительственные организации собирают сторонников в столице Германии с призывом охраны человеческой жизни от рождения до естественной смерти. Основными спикерами мероприятия являются врачи, молодежь и женщины, отказавшиеся от абортов. Ежегодно в этой стране убивают около 110 тысяч нерожденных детей. А вот более миллиона жителей разных стран Европы своими подписями поддержали проект «Один из нас», требуя от власти ЕС прекратить финансирование абортов и проектов, направленных на уничтожение эмбрионов за счет поступлений от налогоплательщиков.

ПРОТИВОАБОРТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

Как-то мне довелось побывать в одной довольно престижной областной больнице. Мое внимание привлек цветной глянцевый плакат, висевший в коридоре. На нем было выведено крупным шрифтом — «КОНТРАЦЕПЦИЯ». Ниже — предложено изображение инструментариев «защиты» от беременности. На самом деле уже давно известно, и это не новость для медицины, что большинство из них — абортивные. Однако общественная позиция до сих пор воспринимает такое решение как великое цивилизационное благо. Диалог между Церковью и обществом по этим вопросам всегда был активным. Когда в высокоразвитых странах мира началась легализация абортов: Великобритания — в 1967 г., США — в 1973 г., Франция — 1974 г.; в 1974 году Папа Павел VI провозглашает «Декларацию о совершении аборта» — «Questio de Abortu». В документе представлено историческую преемственность в отношении Церкви к женщинам, совершившим детоубийство. Например, во время Эльвирского собора (в 305 г.) отмечалось, что, если забеременев от прелюбодеяния, женщина избавится от плода, до конца жизни не сможет принимать Причастие. Анкирский собор (314 г.) смягчил наказание через отбывание десятилетнего покаяния. Во время первого Синода в Майнце в 847    году наложено епитимью на женщин, избавляющихся от плода. Кроме того, свои позиции так же выразила Православная Церковь. Когда речь идет о зарождении новой жизни, мы должны обращать свое внимание не только на женщину, но на супругов в их целости. Поэтому в документах Церкви часто можно встретить словосочетание — «ответственное отцовство», которое означает не только опеку и воспитание детей после рождения, но уважение и ответственность с момента зачатия. Такое мнение Церкви часто вызывает недовольство в обществе — возникает немало контраргументов. Имеем такой украинский пример: в марте 2012 года Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав (Шевчук) и Глава епископской Конференции РКЦ в Украине, Архиепископ и митрополит Львовский Мечислав Мокшицкий выступили с письмами-обращениями к Верховной Раде Украины относительно законодательного запрета прерывания беременности. Многие СМИ среагировали на это заявление, среди них и «День». Газета стала эффективной площадкой для дискуссии среди врачей, женщин, духовенства. Эта дискуссия в украинских медиа побуждала к размышлениям над нашим внутриобщественным моральным состоянием. Когда приходилось читать комментарии представителей власти, а еще вдобавок и профессиональных врачей, что легализация абортов позволяет фиксировать эти страшные цифры и предупреждать «теневой рынок», поэтому от этого не стоит отказываться, сразу же возникал стусовский вопрос — «А кто ответит за дистрофию душ?».

КТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЭМБРИОН?

С развитием современной науки появилось немало «соблазнительных» технологий, среди которых и искусственное оплодотворение. В размышлениях о проблеме искусственного оплодотворения также возникает дискуссия между Церковью и обществом, начиная с вопроса — «кто такой человеческий эмбрион? Живой человек? Или обычный сгусток, подходящий для исследований?». В 1987 году ныне Блаженный Папа Иоанн Павел ІІ поручил опубликовать Инструкцию «Donum Vitae» («Дар жизни»), которая содержит в своем тексте понимание вызовов современной науки. Инструкция представляет однозначную позицию Церкви — эмбрион является отдельной человеческой личностью, ведь уже с момента оплодотворения начинается жизнь каждого человека, поскольку два живых организма (гаметы) образуют новый живой организм — зиготу — человеческий организм. Исходя из этих утверждений искусственное оплодотворение — априори недопустимо. Во-первых, это изменение основного смысла человеческой жизни, превращение его в товар и в виде «созданного» зачатия, и в замораживании человеческих эмбрионов (не секрет, что для выполнения искусственного оплодотворения создается не один эмбрион, а несколько, потом, выбирая лишь один, который лучше всего приживается к лону матери, а остальное подвергают криоконсервированию). Во-вторых, нарушение целостности супругов. Важно принять во внимание два типа оплодотворения: гомологическое и гетерологическое. Искусственное гетерологическое оплодотворение происходит путем получения слияния двух гамет, где по крайней мере один из доноров не является представителем супругов. Поэтому оплодотворение замужней женщины спермой донора, который не является ее мужем, а также и оплодотворение спермой мужчины яйцеклетки женщины, которая не является его женой, по мнению Церкви, является морально недопустимым, поскольку «донор» будет иметь несколько, если не несколько десятков детей, которыми не будет даже интересоваться..

Также неоправданным является и суррогатное материнство, которое прежде всего нарушает право ребенка быть зачатым в лоне своей матери, быть рожденным во взаимной любви своих родителей, а женщину превращает всего лишь во вместилище, некий инкубатор. Кроме гетерологического оплодотворения, Церковь заостряет внимание на проблеме гомологического оплодотворения. Потому что, во-первых, теряется смысл акта супружеской любви и взаимного одаривания друг друга, во-вторых, гомологическое ОВП и ПЭ (оплодотворение в пробирке и перенесение эмбрионов. — Авт.) происходит с помощью третьей стороны, чья компетентность и техническое действие обусловливают успех процедуры. Однако Церковь допускает искусственное гомологическое оплодотворение лишь в том случае, когда «технические средства не являются подменой супружеского акта, служат для облегчения и помощи, чтобы акт достиг своей естественной цели». Здесь речь идет не только о Католической, но и Православной Церкви. Однако опять же общество неоднозначно относится к таким советам.

Сегодня в Украине немало бесплодных пар, для которых ребенок становится средством, целью — объектом стремления. Часто можно услышать мнения замужних женщин — «если не рожу, муж меня бросит». К сожалению, люди искажают собственное виденье жизни в браке, ведь как же тогда клятва, что «не брошу тебя до самой смерти»? Современная бесплодная пара не должна быть заклейменной так же, как в старозаветном обществе. Хотя вспомним эти бесплодные пары из Библии, которые после стольких лет безнадежности родили и воспитали святых детей!

ПОДДЕРЖАТЬ «КУЛЬТУРУ ЖИЗНИ»

Анализируя диалог между Церковью и обществом, знакомимся с четкими аргументами обеих сторон. Проведя небольшое исследование украинского интернет-пространства, могу подтвердить, что секуляризация в нашем обществе все-таки дала о себе знать. Если христианские медиаресурсы хотя бы поднимают эти темы, то для светских сайтов проблемы абортов и искусственного оплодотворения — как «несвежие новости», к которым не стоит возвращаться. Однако из-за нехватки и искажения информации ежедневно уничтожаются или калечатся сотни новых жизней! В середине 90-х Папа Иоанн Павел ІІ в своей энциклике «Евангелие жизни» выразил мнение, что в современном мире необходимо изменить парадигму миропонимания, переориентироваться от «культуры смерти» к «культуре жизни». Думаю, что эту мысль стоит поддержать, хотя бы для того, чтобы относиться с уважением к самим себе!

Юлиана ЛАВРИШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ