Артем и Олена — писатели. Издали по несколько книг, среди которых — и экспериментальные интерактивные книги в новых для Украины форматах. Артем работает журналистом и преподает новейшие медиа в Институте журналистики КНУ им. Тараса Шевченко. Он организовал немало литературно-художественных акций, принимал участие в общественных акциях протеста. Исследует медиа-искусства, был куратором издания первой в Украине интерактивной книги — «Сім воріт», написанной Оленой Захарченко, первой в Украине книги, растворенной в интернете, — «Гаугразький бранець» Яны Дубинянской и других необычных проектов. В начале сентября презентовал свою новую пиксельную книгу «Революція ѓаджетів» — рассказ о том, какой будет следующая украинская революция. Эта книга — интернет-детектив, в которой каждый читатель видит материалы следствия и может разгадать загадку сам.
Олена — автор пяти бумажных книг — «Юрба», «Чари», «Вишивані гарбузи», «Брат-і-сестра», «Дівчинка з химерами» — и первой в Украине, как уже было сказано, интерактивной книги-среды «Сімь воріт».
Творческая пара воспитывает трех сыновей: Марку — 8 лет, Петру — 7, а Грише — 5. Это семья, в которой любят путешествовать и читать. Этим летом, например, Артем путешествовал по Грузии, Азербайджану, Дагестану и Чечне. Дома в семье — много книжек.
АРТЕМ И ЕЛЕНА УВЕРЕНЫ, ЧТОБЫ УКРЕПИТЬ ДРУЖБУ С СОБСТВЕННЫМИ ДЕТЬМИ, НУЖНО С НИМИ ОБЩАТЬСЯ, УМЕТЬ СЛУШАТЬ ТО, ЧТО ОНИ ГОВОРЯТ, ПОМОГАТЬ И ПРОБОВАТЬ УГАДАТЬ ИХ МЕЧТЫ
«День» поинтересовался у Артема и Олены рецептами воспитания и общения с детьми, послав им пять наших традиционных вопросов.
1. Чем в вашем понимании является процесс воспитания?
2. Общение с ребенком: что нужно делать, чего не делать и как крепить с ним дружбу?
3. Есть ли принципиальная разница в том, как воспитывали родители вас и как вы в настоящее время воспитываете своего ребенка?
4. Есть такая поговорка: «Устами младенца глаголит истина». А Чуковский в свое время в книге «От двух до пяти» советовал внимательно слушать ребенка, ведь это время познания родного языка, несущее достаточно неожиданные результаты. На вашей странице в Facebook видно, что результаты действительно бывают очень неожиданными. Что вы можете сказать о нынешних детях, об их восприятии мира? Узнаете в них себя, или они абсолютно иные?
5. Говорят, что не только родители воспитывают ребенка, но и ребенок — родителей, что ребенок является тоже учителем. Чему он вас учит и насколько успешно?
1. Артем ЗАХАРЧЕНКО: — Воспитание — это учить ребенка любить и самому учиться его любить таким, каковым он является и каковым он становится вместе с тобой. Если дети хоть немного любят окружающих людей — они будут с ними и учтивыми, и настойчивыми, и лучше этого человека будут понимать, даже его наихудшие черты, а, следовательно, любя, смогут легче защитить себя.
Олена ЗАХАРЧЕНКО: — Воспитание — это будто бы чтение с ребенком сложной сказки и разбор каждого предложения, чтобы он понял, и самому разобраться, что же это значит. Ребенок изменяется, и я изменяюсь тоже, и нам обоим это очень нужно.
2. А.З.: — Ну, об этом написано много советов от детских психологов: критиковать не ребенка, а его поступки, прощать ребенку, позволять ему делать много вещей самостоятельно. Это самые первые азы. А еще очень важно никогда не обманывать детей. Но зато можно выдумывать разные хорошие и романтические вещи, в которые они будут верить — отправляться на поиски сокровищ, пера жар-птицы — и находить их.
Да и вообще — нужно хотя бы просто с детьми бывать, разговаривать с ними, наслаждаться ими, а не пытаться отделаться. Наша кума говорила — дайте я вашим Марком попользуюсь. И пользовалась с радостью (улыбается).
О.З: — Просто не обманывать и пытаться больше с детьми общаться. Слушать то, что они говорят, и рассказывать им интересное. Если жалуются — помогать, а не отмахиваться, что это глупость. Угадывать их мечты и помогать, чтобы так и случилось.
3. А.З.: — Нас воспитывали намного строже. И мы до сих пор иногда сомневаемся, правильно ли это, что мы не даем детям понятия о дисциплине, так много позволяем. Но главное, по-видимому, чтобы они при этом умели любить других — тогда большое количество разрешенных вещей становится просто свободой, а не эгоизмом. Нам, например, пришлось приложить много усилий для того, чтобы научиться позволять себе те или иные дела.
О.З: — Самая большая разница — нас били, а мы детей не бьем. А кроме этого — у меня была только одна сестра, а у них — у каждого — по два брата. И в детстве, когда мне было столько, сколько им — меня больше воспитывала бабушка, и часто я смотрю, что бессознательно перенимаю ее методы, повторяю ее поговорки и сказочки — мне это когда-то нравилось, может, и им неплохо.
4. О.З: — Это же мои дети — они похожи на меня, у них те же страхи иногда проявляются, те же умения и неумения. Но это не я, они немного другие. Они растут не в том мире, что и я. Не только потому, что появились мобилки и айпед, но и потому, что я выросла в более медленной и более спокойной жизни, а мои дети должны были ездить в школу и садик по часу в одну сторону, видеть с самого детства очень много разных людей, иногда странных, много путешествовать. От этого они и стали немного другими: более веселыми, более смелыми, искренними, чем была я.
5. О.З: — Дети учат меня видеть мир совсем иначе — ярко и динамично. Видеть много интересного, чего я без детей не замечала. Просто пройдешь по улице и увидишь и жуков красивого цвета, и цветы в соседском дворе, и смешную собаку, и «непослушный трамвай» и другое такое, чего не замечала раньше, а теперь видишь — потому, что дети показали.
СЕМЕЙНЫЕ ДИАЛОГИ: «А ПУСТЬ ОН ДУМАЕТ, ЧТО У НАС ЗДЕСЬ ЕСТЬ ВОЛКИ!»
Папа с Грыцем гулял, и спрашивал:
«Грыцю, тебе не холодно?»
«Мне не холодно. А вот флагам холодно. Видишь — они хотят улететь в теплые края, а их привязали».
* * *
Гриць достает крекеры:
«Мама а ты не хочешь один крекерец? Нет, тебе он маловат, у тебя ротик бо-о-льшой. Я сам съем».
* * *
Папа Марка уговаривает:
«Марко, ну поешь лука, ну он же полезный — давай я тебе отрежу немножечко?»
Марко кривится:
«Отрежь... и положи себе в рот».
* * *
Пришел мастер ремонтировать холодильник.
Марко уселся в коридоре, около кухни и открывает свою новую любимую книжечку со звуками леса на той странице, где воют волки.
Мама наконец-то не выдержала:
«Марко! Посмотри и другие страницы»
Марко подходит к маме и шепчет ей на ухо:
«А пусть он думает, что у нас здесь есть волки!»
* * *
Мама по дому ходит и спрашивает Петра:
«Петро, ты не видел, где тапки брата?»
«Да вот же они на подоконнике стоят. С Грыцем. В них обутым».
* * *
Петро пошел посмотреть, доел ли Грыць все на кухне. Кричит из кухни:
«А Грыць мне не говорит, съел он еду или нет».
«А ты посмотрел у него в тарелочке».
«Не могу — он ее себе на голову надел!»