Голоса скрипок доносятся из-за кулис, и на сцену, играя, выходят три скрипача, затем появляются остальные скрипачи, альтисты, виолончелисты, контрабасисты, они постепенно вступают в игру: взлетает вновь и вновь мелодия, ритм захватывает, движение нарастает лавиной, достигая в финале вершины под единый возглас всех исполнителей. Так пьесой «Орава» польского композитора Войцеха Килара начался юбилейный вечер Киевского камерного оркестра в Колонном зале Национальной филармонии Украины.
Ведущий концерта, кинорежиссер Роман Балаян, представив коллектив и его главного дирижера Романа Кофмана, рассказал о том, что долгое время в бывшем Советском Союзе существовал лишь один камерный оркестр — Московский, созданный Рудольфом Баршаем. И вот в августе 1963 года в Киев приехал второй скрипач квартета им. П. Чайковского — Антон Шароев. Как ему удалось добиться того, чтобы Министерство культуры Украины издало приказ о создании Киевского оркестра? Это кажется чудом! Разгадка заключается в том, что Шароев пришел к министру культуры не один, а в сопровождении Льва Ревуцкого, Бориса Лятошинского и Андрея Штогаренко (тогда — председатель Союза композиторов). Был произведен республиканский отбор, выбраны первые кандидатуры, и начались изнурительные репетиции — по две в день. Заметим, что за первым пультом первых скрипок можно было видеть молодого человека — Романа Кофмана, который работал в Киевском камерном с первого дня основания, и первое «ля» для настройки оркестра в 1963 году дал именно он!
К ноябрю оркестр был готов к появлению перед публикой, молодым артистам сшили фраки, а единственной девушке-контрабасистке — длинное черное платье. И направили новый коллектив в... Кременчуг, во Дворец культуры автозавода. А когда музыканты вышли на сцену, то увидели, что в зале сидят... семь человек! Но оркестр честно исполнил всю программу, а публика восторженно ее приняла. Второй концерт состоялся в Киевской филармонии и прошел уже в переполненном зале. В одном из первых выступлений оркестра участвовала тогдашня оперная примадонна Белла Руденко. Она спела «Аллилуйю» Моцарта. В московском Доме композиторов на репетиции присутствовал композитор Дмитрий Шостакович, оркестр играл его Прелюдию и фугу, а автор сидел в зале и бурно аплодировал.
Коллективом руководили такие известные музыканты, как Антон Шароев, Игорь Блажков, Аркадий Винокуров. А в 1990-м главным дирижером стал Роман Кофман и за 23 года (почти половина возраста самого оркестра!) сумел «настроить» музыкантов на решение творческих задач любой степени сложности.
С Киевским камерным выступали такие звезды, как Наталья Гутман, Владимир Крайнев, Гидон Кремер, Лиана Исакадзе, Эрик Курмангалиев, Алексей Любимов, Сергей Стадлер, Наум Штаркман, Борис Пергаменщиков, Виктория Лукьянец, Лючия Алиберти и другие. Среди множества ярких выступлений коллектива назовем два авторских проекта Романа Кофмана сезона 2009 — 2010 гг.: «Все симфонии Моцарта» (большая часть прозвучали в Украине впервые) и «Украинский авангард», в котором была представлена «самая новая» музыка молодого поколения страны.
Программа юбилейного концерта включала «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, части «Бранденбургского концерта» №3 Баха, «Сонаты для струнных» до мажор Россини, опуса «Девушка и смерть» Шуберта (аранжировка Малера). А искрометное «Скерцо» Дмитрия Шостаковича прозвучало как «фонограмма взаимоотношений оркестра и дирижера» — так в шутку определил ее смысл Роман Исаакович. Ведь что самое трудное в профессии дирижера? Взаимоотношения с оркестром! Став главным дирижером, Р. Кофман поставил перед собой цель, которая тогда казалась нереальной: вывести оркестр на международную сцену!
Начало было скромным — весной 1991 г. коллектив гастролировал в Молдавии, осенью — в Грузии, но уже через год — в Южной Корее, а еще через год был приглашен в США. После первых американских гастролей (всего оркестр побывал там трижды) маэстро рассказывал, что мечтал о полных залах, и чтобы среди публики не оказалось придирчивых и бесцеремонных американских музыкальных критиков. В Нью-Йорке их не оказалось, но они были в Вашингтоне. Наутро газета «Вашингтон Пост» опубликовала рецензию под названием «Редкое наслаждение». А еще Киевский камерный оркестр с успехом гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Португалии, Польше, Словении, Швейцарии, Турции, Мексике, Японии... Японская газета Japan Times закончила рецензию на концерт в Токио очень романтично: «Мы долго ждали приезда Киевского камерного оркестра, и теперь надо молить Бога, чтобы следующий приезд наступил поскорее!»
С высочайшим мастерством исполнялись на юбилейном концерте «Мимолетности» Сергея Прокофьева, Largo для струнного оркестра и фортепиано Гии Канчели, сумевшего изобразить в музыке тишину; две «воздушные» миниатюры Валентина Бибика, «Испанский танец» Мирослава Скорика из музыки к драме Леси Украинки «Каменный властелин». И в финале «на бис» — Вальс из «Серенады для струнных» Петра Чайковского и «Полька-пиццикато» Иоганна Штрауса.
Трепетное Adagietto Густава Малера из Пятой симфонии Роман Кофман прокомментировал так: «Рассказывают, что Малер послал эти ноты девушке вместо признания в любви. Девушка ознакомилась с партитурой и ответила: «Да!». О чем это говорит? Вы скажете: «О всесокрушающей силе музыки». А я скажу: «Девушки, учите сольфеджио! Не сможете прочитать партитуру — счастье пройдет мимо!» Да, этот концерт определенно способствовал разрушению мифа о стопроцентной серьезности исполнителей классической музыки — с таким юмором, декламацией и сольным пением оркестр озвучил пьесу Сергея Дрезнина «Цирк» (фантазия на темы музыки Исаака Дунаевского), а когда исполняли «на бис» «Регтайм» Джоплина, два скрипача изобразили несколько па — играючи.
В течение сезона Киевский камерный оркестр выступает в Колонном зале каждый месяц, а 12 октября состоится концерт, на котором дирижировать и солировать на скрипке будет его создатель Антон Шароев (Россия). Прозвучат сочинения Баха, Чайковского и Opera Rustica Евгения Станковича на стихи Бориса Олийныка.