Открывал IV Всеукраинский театральный фестиваль «Коломыйские представления» Полтавский украинский музыкально- драматичный театр им. Гоголя. Таким образом организаторы фестиваля – Коломыйский украинский драмтеатр им. И.Озаркевича (директор театра и фестиваля – Дмитрий Чиборак) своеобразно восстановили в художественном пространстве духовный мост, исторически сложившийся между Полтавой и Коломыей благодаря творчеству Ивана Котляревского и Ивана Озаркевича.
Напомним, Коломыйский театр начал свою работу в далеком 1848 году с пьесы «Дівка на виданні або На милування нема силування», которую отец И.Озаркевич (основатель первого театра на Галичине) переделал с «Наталки Полтавки» Котляревского. И если классика о бедной девушке из Полтавы сегодня украшает афиши многих украинских театров, то новое прочтение «Дівки…» лишь через 165 лет возвращается в Коломыйский театр (очевидно, это будет одна из «изюминок» следующего фестиваля), а пока зрители увидели спектакль полтавчан «Легенда о Тарасе», решенный в жанре лайт (легкой) -оперы с музыкой и либретто Алексея Коломийцева. Возможно, впервые гоголевский «Тарас Бульба» так необычно сценически был прочтен – с живым вокалом, музыкой в современной аранжировке, гармонично соединенной с драматическим фоном постановки. В действии, где сцены соединены по принципу клипового монтажа, эмоциональный верх взяла линия любви Андрея и Панночки, а на второй план отошла тема измены и отношений Тараса с сыновьями. Благодаря найденной форме, когда из многих зарисовок, известных поворотов сюжета создается единая картина событий, режиссер попытался создать собственный миф об украинских казаках, приблизив его к реалиям нынешнего восприятия.
Что касается индивидуальных трактовок других классических произведений, претендовавших на определение первопрочтений, а это спектакли: «Ведьма» Т.Шевченко Черниговского музыкально драматичного театра им. Т.Шевченко, «Шинель» М.Гоголя Криворожского театра музыкально-пластических искусств «Академия движения», «Мазепа» Б.Мельничука, О.Мосийчука Тернопольского украинского драмтеатра им. Т.Шевченко – можно констатировать, что в них присутствует момент переосмысления классики. Прежде всего это касается «Ведьмы», где история женщины, которую предали, и ее исковерканной судьбы, решенная в пластическо-драматическом жанре, предстает в виде притчи о добре и зле в высшем смысле этих понятий. Также и пластической драмы «Шинель», где образ шинели – предмета высочайшего вожделения чиновника, становится символом вечной борьбы темных и светлых сил. В многомерной визуальной партитуре «Шинели» необычайно выразительно, образно, эмоционально точно актеры передают мысль о том, насколько скорбен путь человека от рождения до смерти.
Жаль, что не состоялась оригинальная интерпретация сюжета известной комедии «№ 13» Р.Куни в Волынском украинском муздрамтеатре им. Т.Шевченко, а спектакль «Останній гречкосій» по пьесе современного автора А.Огородника Львовского театра им. М.Заньковецкой, наиболее подходившая под определение «первопрочтение», стала плоским отражением современной действительности, как будто списанной с посредственных сериалов о коварных депутатах, наивных селянах, их бездушных детях, которые способны предать родителей ради денег. Животрепещущая тема необходимости оставаться человеком при любых обстоятельствах решена в спектакле слишком декларативно и схематически.
В спектакле «И все-таки я тебе изменю» Н.Нежданы Львовского драматичного театра им. Леси Украинки как будто сошлись классика и современность. Драматург обращается к образу выдающейся поэтессы, и перед зрителем проходит история трех любовей в судьбе Леси Украинки. Она предстает земной, страдающей женщиной на пересечении двух реальностей: жизни и фантазии, рождалшей изысканные кружева ее поэзий.
Следует отметить, что программа фестиваля «Коломыйские представления-2012» доказала, что настоящим творческим открытием может стать любое сценическое произведение, независимо от того, сколько раз оно освещалось светом рампы. Первопрочтением станет и самое старое классическое произведение, если только в нем зрители увидели оригинальность и новаторство творческого замысла, поняли, что оно может обогатить постоянные понятия о вечном, и от этого ощутили в сценическом действе пульсацию жизни.