Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Осмысленная экономия

Как дети учат родителей существенно сокращать потребление воды и электроэнергии и вместе формируют экофилософию семьи
11 октября, 2013 - 11:44
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Во всем мире в настоящее время очень популярны эко-тренды. Наконец они добрались и до нас, — хотя и не так масштабно. Пять лет назад в Украине начался украинско-шведский проект «Образование для устойчивого развития в действии». Его задача — научить детей не мусорить, экономить ресурсы (воду, электроэнергию), бережно относиться ко всему живому и к самим себе, а глобальная цель — сформировать у детей экологическое мышление, правильное видение мира и себя в нем. Задачи являются очень важными, учитывая экологическую ситуацию в Украине, проблемы с мусором и природными ресурсами.

Организаторы этого международного проекта начали с пяти школ. Для этого в общеобразовательных заведениях, которые пошли навстречу такой глобальной идее, ввели курс «Уроки устойчивого развития». Первый этап проекта, который закончился в 2012 году, охватил более 50 тысяч учеников, около 100 тысяч родителей и членов семей из восьми областей (Донецкая, Житомирская, Киевская, Николаевская, Тернопольская, Харьковская, Черкасская и АР Крым). В 2013 году начался второй этап, и к проекту присоединились Винницкая, Днепропетровская, Ивано-Франковская, Львовская, Луганская, Ровенская и Хмельницкая области. Таким образом, на первое сентября 2013 года уроки устойчивого развития начали проводиться в 900 школах 14 регионов Украины. Что такое устойчивое развитие и почему оно важно для настоящего и будущого, знают уже 58 тысяч учеников.

Эффективностью новой модели обучения, а также ее результатами заинтересовались эксперты Академии педагогических наук Украины. Исследование, проведенное в Житомирской, Николаевской и Киевской областях показало, что у детей, которые несколько лет изучали курс устойчивого развития, почти в два раза (0,63 балла против 0,38 балла) выше мотивация сохранять природные ресурсы, экономить электроэнергию, воду. Эти дети понимают почему нужно заботиться об окружающей среде, — то есть, у них уже выработалась своего рода экологическая философия. Специалисты убеждены, что дети, которые разбираются в устойчивом развитии, и сейчас, и во взрослой жизни не будут простыми потребителями. Основное для них — это творение мира.

По данным исследователей и участников проекта, за время его внедрения ученики школ-участниц и их родители научились существенно сокращать потребление воды и электроэнергии — на 10—12%, а также уменьшили объемы твердых бытовых отходов — до 15%. А это уже — миллионы кубометров воды и газа, и миллионы тонн мусора. Плюс экологические акции: уборка, высадка деревьев и т. п. Недавно творческая группа авторов проекта разработала «Уроки для устойчивого развития» для первоклассников, а сейчас заканчивает работу над материалами для дошкольников. Поскольку в процессе исследований выяснилось: чтобы выработать у учеников средних классов экологические навыки, нужно несколько лет, а в младшем возрасте сформировать экологическое сознание легче.

Елена ПОМЕТУН, научный руководитель проекта «Образование для устойчивого развития и действия», член-корреспондент НАПН Украины:

— Важнейшие изменения, которые являются наглядными, — это изменения в энергопотреблении. Есть такой простой шаг: когда мы не оставляем дома приборы и технику в режиме ожидания, то это — минус 15% на вашем счетчике за месяц. Дети сами это измеряют, делают выводы, делятся с родителями. Это настолько «живые» примеры, что большинство из родителей очень положительно реагируют. То же касается и воды, мусора, уменьшения потребительских аппетитов. Родителям курс очень нравится, потому что программа действительно позволяет экономить семейный бюджет. Иногда мы встречаем родителей-энтузиастов, которые хотят распространить этот курс на всю школу, потому что, как правило, в школе он начинает преподаваться по выбору в одном-двух классах. Потом, когда мы привлекаем больше учителей, когда образуется команда, в школе начинает изменяться жизнь. Для детей очень важно, когда их поддерживают. В начальной школе родители вообще учатся устойчивому развитию вместе с детьми. Потому что курс построен на сотрудничестве с родителями — нам их нужно изменять, и с детьми это делать легче. К тому же такая практика позволяет гармонизовать отношения между детьми в классе, между детьми и родителями, особенно это касается подростков. Потому что не во всех семьях есть модели желаемого поведения. Ребенку нужна позитивная обратная связь, и очень многое здесь зависит от взрослых. На сегодняшний день существует четыре курса на выбор: в 3—4-х и 8—9-х классах. Это значит, что они официально внесены в учебный план и преподаются еженедельно, как другие предметы (вводятся за счет вариативной части учебного плана, иными словами, если школа хочет и готова это сделать). В 5-м, 6-м и 7-м классах, к сожалению, нет свободных часов. Поэтому там мы предлагаем циклы внеклассных занятий: на воспитательном часу в форме десяти циклов.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ