Новый формат детского сада «Игрополис» в Киеве вводят молодые энтузиасты Юра Рычков и Света Шаповал. Его основной посыл в том, чтобы заинтересовать детей делать каждую вещь самим. Будь это фотоаппарат, мультфильм или книжка. Ребята начали с арт-кластера на Выдубичах на «ГогольFestе». Теперь продолжат его жизнь уже в отдельном помещении в Киеве.
В «Игрополисе» свои правила, записанные на окнах организаторами. Их три: «Все, что не запрещено, то разрешено. Задавай вопросы, находи ответы. Твори с любовью». Участникам помладше писать правила тоже понравилось. Решили идею поддержать, дополнив: «Всегда улыбайся. Не разрушай того, что сделали другие».
Интересно, что дети, когда попадают сюда, чувствуют себя творцами, полноценными гражданами планеты «Игрополис». Здесь с ними общаются, как со взрослыми. За десять дней «ГогольFestе» они успели раскрасить рисунками окна, заняться стрит-артом на заборах завода, сделать скульптуры в большом зале, сконструировать фотоаппараты, после ими же поснимать территорию фестиваля. Возможно, из этого выйдет фотовыставка. А также смастерить «Город будущего» вместе с «архидетьми» из Казани. «Город будущего» — это куб, каждая часть которого сделана вручную. В нем есть даже аквапарк.
Детям особенно пришлась по душе игра, состоящая из нескольких частей. Сначала они придумывают историю, потом рисуют ее. А в конце снимают по ней короткий фильм, который вскоре смонтируют и выставят на страницы «Игрополиса» в социальные сети. Уже есть маленький мультфильм, снятый детьми с помощью мультипликатора Саши Даниленко. Последний хорошо известен по клипу «ДахиБрахи» к песне «Карпатський реп». Из истории: «Кит упал с дерева на тигра, а проезжающий мимо кот сказал: «Какая большая рыбная консерва» через месяц выйдет иллюстрированная книжка.
«ДЕТЯМ НРАВИТСЯ, КОГДА ИМ СТАВЯТ СЕРЬЕЗНЫЕ ЗАДАЧИ»
О том, с чего начинался «Игрополис», каким будет его продолжение, корреспондент «Дня» поговорила с ее организаторами и идейными вдохновителями Юрой Рычковым и Светой Шаповал.
«С 2010 года сотрудничаю с «ГогольFestом» и давно говорил Владу, что хочу делать детскую программу, — говорит Юра РЫЧКОВ. — Почему решил заниматься именно этим? Я перепробовал много видов деятельности. Но понял, что, кроме этого, для меня больше ничего не имеет смысла. Когда я впервые начал играть с детьми, увидел, что они волшебные. Они верят, что можно что-то реально изменить. Нужно просто показать им, что их мечты могут стать реальностью.
Одно из наших правил в «Игрополисе» — твори с любовью. Из этих детей вырастут люди, которые не будут ждать какой-то благости, а сами будут менять вокруг себя пространство и мир. Я просто не хочу жить среди рабов. Хочется жить среди нормальных людей, которые делают все с любовью. Если дети научатся менять мир вокруг, то, во-первых, они научатся сохранять то, что уже есть. Во-вторых, общество в целом изменится. Я надеюсь на это. Даже если это будет микрообщество, все равно оно будет осознаннее. Детям нравится, когда ты перед ними ставишь серьезные задачи. Видишь дом? Давай придумаем, каким он может быть. Ты можешь его изменить. Детей это вдохновляет, потому что это взрослая задача. В играх вы принимаете на себя разные роли. Когда они делали город, принимали роли архитекторов. Вообще сейчас очень актуальна тема геймификации реальности. В игре можно относиться ко всему проще. Чтобы ребенок раскрылся, нужно общаться с ним не как с ребенком, а как с нормальным взрослым человеком, у которого есть свои мысли и понимание разных вещей. Ты просто с ним разговариваешь, не нужно с ним заигрывать. Нужно слушать его. Когда ты его слушаешь, он начинает тебе доверять и раскрываться. Не тебе говорить, чтобы он тебя услышал, а наоборот. Ты становишься мастером, но при этом — подмастерье»
«К нам приходил мальчик Тимофей, восьми лет, — рассказывает Света ШАПОВАЛ. — Он сказал очень мудрую фразу: «Только если ты не можешь сделать вещь сам, ты ее покупаешь». Мне кажется, это особенно важно в эпоху апогея потребительства. Концепция консьюмеризма перечеркивается новым поколением детей. Не будет хлама вещей. Будет разумное творчество. Еще очень важный момент: мы детей не воспитываем и не формируем! Мы пытаемся сохранить у них состояние творца внутри. Оно уже есть, оно заложено в каждом ребенке. Просто в какой-то момент забиваются шпалы в детских садиках, школах, вузах. Общество ставит границы. Мы пытаемся сделать так, чтобы в нем сохранился «ребенок».
«ПО СУТИ, ЭТО БУДЕТ «ГОГОЛЬFEST» ДЛЯ ДЕТЕЙ»
«У нас недавно состоялась встреча с Благотворительным фондом Константина Кондакова, который поддерживал нас во время фестиваля — рассказывает Юра РЫЧКОВ. — Они заинтересованы в продолжении проекта «Игрополис». В Киеве мы откроем стационарное пространство. Также будет передвижная лаборатория. Некое транспортное средство, которое будет приезжать в город, выставлять геодезические купола. В течение двух недель мы будем играть с детьми в этом месте и менять его. Произойдет это через полгода-год. Мы планируем поехать во Львов, Одессу, в небольшие города. Там живут очень интересные дети. Дети вообще везде интересные! И надо с ними тоже что-то делать. У нас будет тур по Украине. Понимаете, что сейчас мы только начинаем. Придумываем концепцию того, как будет жить, развиваться «Игрополис». В конце года мы будем собирать результаты работы детей и выставлять в формате фестиваля. Там желающие смогут посмотреть, а, может быть, даже купить их. На нем будет представлено не только детское творчество, но также театр и кино для детей. По сути, это будет «ГогольFest» для детей.
Об основных правилах, написанных на окнах, и о том, как они возникли, Юрий также рассказывает «Дню».
— Семилетняя девочка Ева лежит на большой подушке и смотрит в потолок. Спрашиваю ее, что ты делаешь, куда смотришь, — рассказывает РЫЧКОВ. — Смотрю в небо, вижу будущее. На просьбу рассказать как-то в общих чертах, что там будет, отвечает, что ей нельзя. Но потом немного открывает тайну. Говорит, что сначала будет мир, потом война. С кем — не рассказывает. Ей нельзя! Спрашиваю, а как далеко ты видишь? Я вижу будущее на два километра вперед. Очень много осталось классных детских фраз. Не верится, что все это говорили дети: «Любовь — неимоверное чувство, которое испытывает человек». Неимоверное! «Красота — то, что заставляет тебя чувствовать уверенность в себе». Или вот еще: «Красота — то, что внутри».