По традиции в октябре научный и культурный мир ждет номинации лауреатов наиболее престижной международной награды. Нобелевские премии ежегодно присуждаются за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества и названные в честь их учредителя, шведского инженера-химика, изобретателя и промышленника Альфреда Бернхарда Нобеля. По его завещанию премии присуждаются в медицине или физиологии, физике и химии, литературе, экономике, а также называется имя лауреата Нобелевской премии мира.
Последняя является самой известной и авторитетной международной наградой в области общественно-политической и гуманитарной деятельности. Принятие решения о присуждении премии мира доверено Норвежскому Нобелевскому комитету, члены которого выбираются стортингом Норвегии из числа норвежских общественно-политических деятелей, но они полностью независимы от парламента в принятии решения о лауреате. Премия мира может присуждаться как отдельным лицам, так и официальным и общественным организациям. Первыми лауреатами премии стали Жан Анри Дюнан, швейцарский предприниматель и общественный деятель, основатель Международного комитета Красного Креста, и французский экономист Фредерик Пасси.
В этом году лист кандидатов на премию мира был весьма длинным. Хотя он не публикуется, но по сообщениям прессы включал около 259 кандидатов — абсолютный рекорд за все 112 лет ее существования. В прошлом году их было несколько меньше — 241.
Лауреатом Нобелевской премии мира этого года стала Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). Как сказано в решении комитета, «за огромные усилия по ликвидации химического оружия». В списках фаворитов она появилась в самый последний момент — после того, как ее специалисты приступили к ликвидации сирийских химических арсеналов.
Решения по присуждению Нобелевской премии мира достаточно часто вызывали дискуссии. Так было в прошлом году, когда премию получил Европейский союз. Критики тогда отметили, что эта организация не всегда обеспечивала мир.
Несомненно, что на решение Норвежского Нобелевского комитета повлияла договоренность между Россией и США об уничтожении сирийского химического оружия. Технически выполнение этой задачи возложено на Организацию по запрещению химического оружия. Предполагается, что полностью мир избавится от более чем тысячи тонн крайне опасных химических веществ только летом будущего 2014 года.
ОЗХО была создана в апреле 1997 года после вступления в силу Конвенции о запрете химического оружия. Главной задачей организации является обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия, ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии, помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.
Инспекторы организации действуют только в странах, подписавших Конвенцию. Их работа начинается только после выполнения соответствующих политических условий. С этой точки зрения, при всей важности процесса уничтожения химического оружия и контроля над ним, трудно считать, что именно эта организация внесла важный вклад в дело мира. Понятно, что без договоренности между Москвой и Вашингтоном и соответствующего давления на Дамаск ОЗХО ничего бы не могла сделать с сирийским химическим оружием, и ни о каком вкладе в дело мира нельзя было бы вообще говорить.
Политическая составляющая в решениях комитета по присуждению премии мира была всегда. Слишком близко соотносится это с реальностью. Тем не менее особенно выпуклой она стала в последние годы.
Довольно долго эксперты в этом году прогнозировали присвоение премии 16-летней пакистанской девушке-правозащитнице Малале Юсуфзай и конголезскому гинекологу Дени Муквеге, специализирующемуся на помощи жертвам групповых изнасилований.
Малала Юсуфзай вызвала на себя гнев исламистов своей борьбой за права женщин. Девочка вела в интернете блог для Би-Би-Си, в котором рассказывала о том, как живется женщинам в Пакистане. В начале октября прошлого года Юсуфзай возвращалась домой на школьном автобусе, на который было совершенно нападение. Девочка получила тяжелое ранение в голову, ее доставили в критическом состоянии в военный госпиталь города Пешавар, однако она выжила. За день до оглашения решения Норвежского нобелевского комитета пришло сообщение, что Малала Юсуфзай стала обладательницей премии Европарламента имени Андрея Сахарова «За свободу мысли».
Доктора Дени Муквеге посвятил свою жизнь помощи женщинам, изнасилованным в Демократической Республике Конго боевиками и солдатами. В 1999 году он участвовал в создании госпиталя в городе Букаву, ставшим прибежищем для тысяч несчастных женщин. В прошлом году Муквеге пытались убить — ему пришлось бежать в Европу.
В число других фаворитов эксперты включили и китайского диссидента Ху Цзя, который начинал свою деятельность как активист борьбы за охрану окружающей среды, занимался проблемой СПИДа, а затем подключился к общественно-политической проблематике. В апреле 2008 года Ху был приговорен к 31 с половиной году тюрьмы, но в 2011 году освобожден.
Кто-то высоко расценивал шансы стать лауреатом премии мира-2013 й осведомителя WikiLeaks Брэдли Мэннинга, который теперь просит считать его женщиной по имени Челси Мэннинг. Причисление последнего к фаворитам можно считать простой спекуляцией и пиаровским ходом.
В России очень рассчитывали на то, что лауреатом окажется кто-нибудь из трех претендентов: глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, правозащитница Светлана Ганнушкина и исполнительный директор Ассоциации «Голос» Лилия Шибанова.
Отметим, что с определенного момента раздавались голоса о выдвижении в номинанты Владимира Путина именно за разрешение проблемы сирийского химического оружия. Скорее это была попытка в очередной раз понравиться национальному лидеру, так как прием кандидатур закончился в феврале, а Путин еще не успел развернуться со своим мирным взносом.
Вернемся к политике. Ее влияние на решение Нобелевского комитета проявляется в том, что все чаще премия присуждается не конкретным людям, а организациям. При этом их вклад в укрепление мира не всегда очевиден. Более того, премия дается не за то, что сделано, а как бы авансом. В принципе, это прямо противоречит духу нобелевских награждений и завещанию основателя премии. Было бы странно, если бы ученых начали награждать не за конкретные достижения, проверенные на практике, а за предполагаемые результаты.
В этом смысле интересно сравнение с присуждением премии по физике. В этом году ее получили Питер Хиггс и Франсуа Энглер. В фундаментальных статьях в 1964 году первый предсказал существование особой элементарной частицы, которая была названа бозоном Хиггса. И только поcле того, как на Большом адронном коллайдере экспериментально было подтверждено существование частицы, физики получили заслуженную награду. Не раньше.
Сирийское химическое оружие еще не уничтожено, и как будет происходить этот процесс — не очень понятно, а премия уже присуждена. Вряд ли это способствует авторитету важной международной награды.
Довольно резко высказался российский политолог Станислав Белковский. «С течением времени идет процесс вырождения Нобелевской премии мира, решения диктуются соображениями политкорректности, а не конкретного вклада в дело борьбы за мир».
Так ли это — покажет будущее, но признаки такого процесса налицо.