Имя Антона Георгиевича Шароева внесено в крупнейшие энциклопедические словари, в том числе и в международную энциклопедию Who is who. Заслуженный деятель искусств Украины и России основал Киевский камерный оркестр в далеком 1963-м... Шароев известен многим меломанам нашей столицы, которые посещали вечера в филармонии. Так, в 1980-е существовали абонементы, позволявшие в течение сезона приходить на все концерты того или иного коллектива! Главным героем тех лет был дирижер и скрипач Антон Шароев, выходивший на сцену вместе с музыкантами Киевского камерного оркестра под его руководством. Эмоциональный и непосредственный маэстро любил разговаривать с залом. Так случилось и на нынешнем концерте...
Первое отделение было отдано сочинению Евгения Станковича Opera rustica («Деревенская опера») в семи частях для сопрано, баса и камерного оркестра на слова Бориса Олийныка. Это произведение выбрал сам дирижер. В сущности, это вокальный цикл, состоящий из семи частей. Солистами выступили Ольга Чубарева и Роман Смоляр. Особой музыкальной выразительностью отличалось исполнение Чубаревой — ее piano буквально завораживало зал. Прекрасный тембр в сочетании с мастерством и искренним «проживанием» каждого слова показал свои результаты. Второе отделение было отдано музыке Баха и Чайковского. После концерта маэстро согласился ответить на несколько вопросов «Дня».
— Антон Георгиевич, почему для юбилейного концерта вы выбрали именно это сочинение Станковича?
— В свое время автор написал его по моей просьбе. Я хотел, чтобы эта музыка была искренней, душевной и понятной всем. Так и случилось. Евгений Станкович создал очень много произведений. Но на этот концерт он не смог приехать, так как за три дня до того ушла из жизни его мать...
— Какие ощущения вы испытываете, выходя на сцену Киевской филармонии через столько лет?
— Помню, как непросто создавался этот оркестр, и я очень рад, что теперь ему удалось стать одним из самых значительных камерных коллективов Европы. Да и произведения многих украинских композиторов были впервые исполнены именно этим оркестром.
— Расскажите о своих гастрольных маршрутах?
— Сейчас все мои основные «маршруты» связаны с возрождением духовной оперы «Христос», написанной моим знаменитым прадедом Антоном Рубинштейном. Ее партитуру я обнаружил в одной из библиотек в Германии. Кстати, меня назвали Антоном в его честь. Мне уже почти 85 лет, но я хочу успеть возродить забытые сочинения прадеда. Напомню, оперу «Христос» Рубинштейн написал в 1893 году. В мае 1894-го ее поставили один раз в Штутгарте в концертном исполнении под управлением автора. После этого опера нигде не звучала. Долгие годы партитура считалась утерянной. Это почти детективная история. Руководитель Пермского оперного театра Георгий Исаакян поставил цель поставить оперу. Сотрудник Гете-Института помог мне связаться с двумя сотрудницами главной библиотеки Берлина. Они сообщили, что в их картотеке содержится микропленка с оперой Рубинштейна. Чтобы получить копию в пользование, нужно было преодолеть массу препятствий. В этой сложной ситуации пришли на помощь люди из команды канцлера Германии Ангелы Меркель. В результате многоходовой «операции» оперу удалось спасти и вернуть на сцену. Пермский театр оперы и балета первым осуществил постановку оперы после ста с лишним лет ее забвения! Это произошло в середине декабря 2008 года. Спектакль шел на пяти языках. В основном на русском, частично на немецком, древнееврейском, армянском и на латыни. Почему? Потому что Христос принадлежит всему человечеству...
Вскоре состоится ряд концертов, в которых эта опера снова прозвучит в концертном исполнении. Кроме Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, эта опера состоялась также в Риге, Таллинне и, возможно, в Вильнюсе. В Петербурге она зазвучит в зале Дворянского собрания (теперешнем Большом зале филармонии). Очень хочу, чтобы ее услышали и киевляне.