Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыка на ТВ: как все начиналось...

Анатолий БОНДАРЕНКО: «Для зрителя 1990-х было настоящей эйфорией увидеть концерт Майкла Джексона или Элтона Джона»
21 октября, 2013 - 06:56
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КАНАЛА «ИНТЕР»

«Хіт-Рік», единственная украинская передача в начале 90-х, которая показывала зарубежные клипы, вызвала настоящую революцию в медийном пространстве. О своем ди-джейском прошлом, более чем пятилетней истории знаковой программы с нелегким закулисьем относительно ее создания, а также тенденциях и больших надеждах в этом направлении на, возможно, близкое будущее — в разговоре с любимцем целого поколения меломанов, Анатолием БОНДАРЕНКО, нынешним ведущим проекта «Жди меня» на канале «Интер».

— Вас называют отцом телевизионных музыкальных проектов в Украине, а «Хіт-Рік» — большой удачей. Как пришли к идее создания проекта?

— Абсолютно случайно. Мне в то время предложили работу на только что созданном экспериментальном телевидении «УТ-3». Там я был редактором субботнего выпуска (он содержал информационно-развлекательные проекты как для взрослых, так и для детей), и продолжался с семи вечера где-то до первого часа ночи. И вот, когда творческая группа в пятницу вечером поняла, что нам в субботу нечем, как говорится, «закрыть» эфир на хороших полчаса времени — под руку попала кассета с видеоклипами. Ассистент режиссера, а это была моя жена, спросила: «Поставим?». По дороге домой, от станции метро «Крещатик» до «Левобережной», мы втроем, вместе с Валерием Вергелесовым, который был режиссером субботнего эфира (а сегодня — заместитель генерального директора Национальной телекомпании Украины), продумывали хотя бы какую-то концепцию. Решили, что покажем в эфире 7 клипов и предложим зрителям выбрать из них три лучших для будущей новогодней программы «УТ-3» — своеобразный импровизированный хит-парад. Иными словами — выбирайте, господа, каждую субботу лучшие хиты года (вот, кстати, откуда и название «Хіт-рік»), а с октября до конца декабря у нас их наберется на значительную новогодне-музыкальную ночь. Так и вышло! Позже, когда, как говорят, «пачками пошли письма», семи клипов на эфир уже стало много — нужно же было общаться со зрителем, да и «шапки-перебивки» немало «съедали» времени. Поэтому «Хіт-рік» сократился до показа 5-ти видеоклипов, из которых люди должны были выбирать два лучших.

То есть, идею программы придумали за полдня?

— Даже меньше.... Тогда для срочного выхода в эфир мы всего-навсего вырезали из обычного картона слово «Хіт-рік», быстро раскрасили и просто прикрепили к тумбочке одной из трех съемочных площадок студии. Поскольку я был ведущим всего субботнего эфира, который заканчивался поздно ночью, то даже на переодевание отводились считанные секунды. По окончании информационного выпуска я говорил, кажется: «А далі у нас «Хіт-рік», после чего камера провожала меня, как я снимаю пиджак и галстук, а уже через какое-то время встречала меня совсем на другой площадке в кожаном жилете, одетом на рубашку (кстати, жилет мне одалживал тот же Валера, чтобы, мол, был стильным). А там я уже с абсолютно другой интонацией и настроением просто выжигал слова: «Усім привет! В эфірі «Хіт-рік».

Если не ошибаюсь, «Хіт-рік» стал зачинателем всех телевизионных музыкальных проектов в Украине, где брали материал?

— С обретением Украиной Независимости, «железный занавес», за которым мы находились все это время, наконец-то поднялся и на нас просто хлынул поток с разнообразной информацией, которую нужно было переваривать. Что же касается музыкального направления, то стабильного потока в этом русле как раз и не было. Клипы на кассетах привозил для передачи друг нашей семьи из Польши, а впоследствии мы нашли другие источники видеоинформации. Словом, вертелись, как могли, потому что нам и самим было ужасно интересно делать такую яркую музыкальную программу. Тысячи писем свидетельствовали о том, что она нужна людям.

В какой-то момент я понял, что не справляюсь и мне нужен музыкальный редактор. Я его нашел, им стал мой знакомый ди-джей Алексей Оникиенко, с которым мы когда-то вместе работали по клубам. Он хорошо знал польский язык, поэтому и договорился с проводниками поездов, которые привозили ему свежие экземпляры польского музыкального журнала «Поп-Корн». Переводя из него новости, мы обеспечивали себя свежей информацией о событиях в музыкальном мире.

Уже впоследствии, когда я перешел работать на недавно созданный «Интер», наша творческая группа взялась за дело более обстоятельно и серьезно. Новый продюсер «Хіт-року» Игорь Петрович положил начало сотрудничеству с серьезными компаниями, которые имели лицензионные соглашения с BMG Records, Sony Music Entertainment и др. Мы начали ящиками получали видеоклипы в очень высоком качестве. Более того, там были и интервью с разной музыкальной критикой, с самими музыкантами и просто с выдающимися людьми. И это было настолько круто, что мы подумали: с этим материалом нужно работать! И тогда, в 1997 году, мы сделали еще одну 40-минутную передачу, которая называлась «Зірки». Каждый из эфиров программы был посвящен какому-то одному исполнителю, хотя о некоторых даже выходили двухсерийные выпуски. Для зрителя это было настоящей эйфорией увидеть, например, концерт Майкла Джексона или Элтона Джона, музыкальную подборку о Джо Кокере, Ванессе Мэй, Тине Тернер, группе «Take That» или, скажем, «Backstreet Boys», от которых тогда фанатели все девушки-подростки... Знаете, услышать своего любимого иностранного исполнителя по радио — это одно, а увидеть его видео — совсем другое. Собственно, «Хіт-рік» был единственной украинской передачей, которая в начале 90-х показывала зарубежные клипы. Поэтому он и повлек своеобразную революцию в медийном пространстве.

Какими были рейтинговые показатели у Вашего проекта?

— Тогда этим никто не занимался серьезно. Все просто делали выводы из количества писем, которые получали. Например, если «Хіт-рік» в конце сезона разыгрывал телевизор, то приходило где-то около 15—20 тысяч писем. Вообще, мы получали просто горы писем, которые приносили нам мешками.

«Хіт-рік» выходил более 5 лет с перерывами, но все время оставался очень популярным. Можно ли сказать, что именно появление других музыкальных программ заставило проект уйти из эфира уже навсегда?

— В какой-то момент многие люди в Украине поняли, что это еще и хороший бизнес, на котором можно и авторитет себе заработать и, конечно же, большие деньги.

На то время светом софитов зрителя ошеломил уже целый музыкальный канал OTV. Я прекрасно понимал, что нельзя конкурировать с телеканалом, который 24 часа в сутки транслирует музыку. Конечно, можно было собирать сливки со всего этого для получасовой программы, но особого смысла уже не было. Кроме того, на других каналах начали появляться музыкальные передачи, в частности на государственном телевидении была «Територія А», на «Интере» — «Мелорама», правда, они занимались исключительно отечественными исполнителями. Кстати, в свое время в «Хіт-рік» поступало много предложений поставить в эфир отечественные клипы, но я никогда не соглашался. Просто не хотел смешивать жанры, кроме того, осознавал, что даже очень крутая песня, скажем, «Маленькая стая» группы «Брати Карамазови» никак не сможет конкурировать, ну, например, с «Queen»... понимаете? Это абсолютно другое... Словом, особого смысла продолжать конкурировать с новыми музыкальными программами, а тем более — музыкальными каналами не было. Кроме того, я уже стал старше, и мне бы хотелось говорить о совсем другой музыке, но понимал, что придется — о попсе. Поэтому в какой-то момент просто захотелось пойти дальше.

Уверена, Вы и сегодня следите за новациями относительно телевизионных музыкальных проектов. Если бы была возможность, какой бы проект в этом направлении Вам было бы интересно создать сейчас?

— Конечно же, я всегда любил, люблю, и буду любить музыку. Мне бы очень хотелось создать качественную программу, посвященную рок-музыке. Знаете, мне очень нравится передача «Рок-н-ролл», которая идет на местном одесском телевидении, и, кстати, делает ее один мой очень близкий друг, с которым мы познакомились во времена «Хіт-року». Ну это, знаете, настоящий гуру рок-музыки в Украине... Вот вместе с ним, с Василием Габером, я хотел бы сделать крутую рок-программу.

Сегодня Вы являетесь ведущим проекта «Жди меня», насколько Вам комфортно в такой роли?

— Очень комфортно! Знаете, это, как говорят, моя передача. Она настолько душевная, настолько сердечная и честная..., а при этом — еще и реально, по-настоящему помогает людям. Поэтому я очень счастлив и благодарен судьбе, которая сделала так, что я попал в «Жди меня». Даже не представляете, какие ощущения, какой подъем я переживаю, когда люди встречаются у нас в студии, и я знаю, что и я также этому немного посодействовал... Немного, потому что телевидение — это коллективный труд, а «Жди меня» — его маленькая, но очень яркая жемчужинка.


Когда материал был готов к печати стало известно, что в автокатастрофе трагически погиб сын Анатолия Бондаренко — журналист, режиссер монтажа телеканала «Интер» Андрей Бондаренко. Коллектив «Дня» выражает искренние соболезнования родителям, родным и близким Андрея. Вечная память!

Валентина ОЛИЙНЫК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ