Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Как не сошлись бензин с этанолом

Цена нефтепродуктов с 1 января следующего года может вырасти на 5 гривен за литр — эксперты
23 октября, 2013 - 11:16

Украинских автолюбителей, равно как и профессиональный автотранспорт, а вместе с ним и всех граждан, пользующихся его услугами и покупающих различные товары, ожидают сложные времена. К счастью, речь не идет о дефиците нефтепродуктов — тут уж Европа, а вернее, мировой рынок нам точно помогут. Но цена на бензин и дизтопливо может стать для значительной части украинцев просто неподъемной (она также обязательно повлияет на стоимость таких товаров ежедневного употребления, как хлеб, молоко и т. д.), а для государства (в связи с ростом инфляции) — очень обременительной.

И дело тут не только в том, что, по данным статистики, Украина в январе-сентябре этого года сократила производство бензина против аналогичного периода прошлого года на 43,5%, а дизельного топлива — на 35,9%. Эксперты предупреждают, что к резкому удорожанию приведет добавление в бензины не менее 5% биоэтанола, что с 1 января 2014 года становится обязательным. Как утверждают в ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», цена литра бензина после этого может возрасти на пять гривен.

«В стране участников топливного рынка, — отмечает директор компании «А-95» Сергей Куюн, — царят непонимание и легкая паника». Он подчеркивает, что сегодня в Украине еще нет ни одного подзаконного акта, который отвечал бы на вопросы, как и где добавлять биоэтанол в бензин, кто будет контролировать качество полученного таким образом моторного топлива, как следует платить налоги. Куюн считает отсутствие в стране необходимого количества биокомпонента (потребность составляет примерно 225 тысяч тонн) главным препятствием для выполнения законодательной нормы об обязательности биоэтаноловой добавки в пять миллионов тонн бензина (примерно столько Украина потребляет в течение года). По его словам, сегодня производится лишь 75 тысяч тонн, но все это количество востребовано для так называемых альтернативных топлив, содержащих более 30% неуглеродных компонентов.

З00 ТЫСЯЧ ТОНН В ГОД

Так что суммарно Украине теперь необходимо около 300 тысяч тонн биоэтанола.

Специалиста в области биоэтанола, директора ООО «Укрпродсоюз» Николая Тиченко ситуация вокруг биоэтанола также сильно беспокоит. Он напоминает, что биоэтанол уже два раза пытались в приказном порядке «залить» в моторное топливо и два раза отказывались от этого намерения из-за того, что «мы к этому не готовы и не понимаем, что это такое». «Если бизнесу это не интересно, значит, ничего происходить не будет», — продолжает Тиченко. Тем не менее, он указывает, что введение преференций для альтернативных видов топлива явилось стимулом для производителей такого топлива и операторов нефтяного рынка. Они уже применяют биоэтанол, не спрашивая разрешений и не ожидая никаких обязательных законов. Эксперт умышленно не назвал соответствующие группы, но подчеркнул, что даже и им сегодня уже не хватает биоэтанола.

«Контроль качества топлива, как и медицина, основывается на девизе «не навреди», — утверждает главный специалист по качеству сети АЗС «ОККО» Алла Сидорович. — Нужно убедиться, что топливо соответствует. Но чему, если нет стандарта? А товарный 92-й и 95-й евробензин, если добавить в него обезвоженный биоэтанол, превращается в агрессивную жидкость с повышенным содержанием кислорода, которую наши автомобили не принимают. Поэтому есть предложение делать такие бензины из так называемого евробоба (технологический, нетоварный бензин, предназначенный для смешивания с биоэтанолом).

Тиченко считает несправедливой цену на биоэтанол, монопольно изготовляющийся в Украине в основном концерном «Укрспирт» — 12 гривен за килограмм, — так как в Европе он на 40% дешевле. «Производя одну единицу энергии в виде биоэтанола, — вскрывает суть проблемы эксперт, — мы тратим на заводах в полтора раза больше других видов энергии. И спрашивается, зачем это делать?» Тиченко рассказывает, что для производства этанола на предприятиях «Укрспирта» используется патока. Однако в стране ежегодно сокращается производство сахара, а с ним и сырья для его производства — патоки. Для тонны биоэтанола ее нужно 4—4,5 тонны. В этом году в Украине производство патоки составит примерно 450—500 тысяч тонн. Если всю ее направить только на биоэтанол, то этого хватило бы только для изготовления 100 тысяч тонн. Эксперт считает, что для Украины приоритетной культурой для изготовления биоэтанола является кукуруза, производство которой постоянно растет. К тому же, из нее получается самый дешевый биоэтанол, отмечает Тиченко, но подчеркивает, что ни один из заводов «Укрспирта» не работает на кукурузе. Для этого необходимо провести серьезную реконструкцию. Перспективна и двухпродуктовая схема таких предприятий. А если всем этим не заниматься, то, по словам Тиченко, остается налаживать импорт биоэтанола. Вопрос только в том, следует ли менять импорт бензина, ради сокращения которого вводится этот обязательный компонент топлива, на импорт биоэтанола?

Директор сети АЗС WOG по взаимодействию с органами власти Андрей Пасечник задается вопросом: почему бы тогда не импортировать готовый бензин с биоэтанолом? Но в Европе предусматривается, что его должно быть до 5%, в то время как в Украине — не менее 5%. Кроме того, импорт невозможен из-за того, что в таком случае на этот товар будет распространяться двойное налогообложение (в Европе введены налоговые льготы и стимулы для производителей).

НЕТ ГОСТА

Кроме того, в Украине нет нормативной базы для реализации такого европейского бензина — отсутствует ГОСТ на смесевые бензины. На создание соответствующего стандарта потребуется не менее чем полтора-два года. Наряду с этим, рассказывает эксперт, потребуется еще 16    стандартов, чтобы ввести закон об обязательном биоэтаноле в действие.

Эксперт считает, что соответствующий закон невозможно имплементировать с 1 января, и ссылается на аналогичное мнение всех профильных министерств. Он обращает внимание также на небольшой (до трех месяцев) срок хранения бензинов с биоэтанолом. Если товар задержится на таможне или произойдут какие-то форс-мажоры, то продать его будет невозможно. Его также невозможно заложить ни в Госрезерв, ни в резерв Минобороны. «Поэтому закон работать не будет», — прогнозирует представитель группы WOG.

«Украинское правительство с завидным постоянством, достойным лучшего применения, повторяет ошибки, допущенные в Российской Федерации», — говорит президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. По его словам, Европе «потребовалось шесть лет, чтобы признать, что перевод продуктов питания в топливо является тупиковым путем развития». Там пришли к выводу, что альтернативные топлива имеют право на жизнь, но потребитель все же имеет право выбора. И именно этого нас пытаются лишить с 1 января. Пусть в Украине с биоэтанолом будет, к примеру, бензин Е-85, «только лично я мимо него проеду на максимальной скорости», говорит Косянчук.

Под неожиданным углом рассматривает биоэтанол в бензине заместитель руководителя ГП «ГосавтотрансНИИпроект»,  заведующий лабораторией исследований использования топлив и экологии Виктор Устименко. Он спрашивает, а нужен ли он автомобилю? Это топливо (биоэтанол) с хорошими характеристиками, но автомобили конструировались-то для бензина, отмечает ученый. А биоэтанол от него существенно отличается. Нужны другие материалы в топливной системе, и поэтому до последнего времени все стандарты устанавливали: биоэтанола не более 5%. А в 2011 году в Германии стали внедрять Е-10, то есть не более 10% этанола. У нас теперь установлено: не менее 5%. А что это означает, непонятно: 12 или 15%... Тем временем в Германии есть перечень авто, для которых приемлемо Е-10 и тех, которым можно только Е-5. «В Украине, — ссылается Устименко на оценки своего института и на независимых исследователей, — около 2/3 автомобилей, и вся мототехника не предназначены для Е-10». «Принятие этого закона нарушило права миллионов потребителей, — констатирует эксперт и продолжает: — наш институт и Мининфраструктуры и до его принятия, и после настаивали на том, что этот закон необходимо пересматривать».

«Контроль качества топлива, как и медицина, основывается на девизе «не навреди», — утверждает главный специалист по качеству сети АЗС ОККО Алла Сидорович, — Нужно убедиться, что топливо соответствует. Но чему, если нет стандарта? А товарный 92-й и 95-й евробензин, если добавить в него обезвоженный биоэтанол, превращается в агрессивную жидкость с повышенным содержанием кислорода, которую наши автомобили не приемлют. Поэтому есть предложение делать такие бензины из так называемого евробоба (технологический, нетоварный бензин, предназначенный для смешивания с биоэтанолом). Но импортеры сказали: дайте конкретные требования к сырью. Их у нас нет. Хотя общеизвестно, что бензин должен подходить к добавке. И все в автомобиле должно потом хорошо работать. Но вопрос еще и в том, каким должен быть биоэтанол — абсолютизированный спирт. Такой этанол для моторных топлив не годится. Нужны еще стабилизатор, деэмульгатор, куча добавок, в том числе и металлосодержащих. И при их сжигании мы получим выхлопы, не соответствующие не только евро-5. Мы ни в какое евро «не поместимся». Вопросов у меня, как у специалиста по качеству, очень много. А ответов на них просто нет».

Тему охраны окружающей среды поддержал Тиченко. Он рассказал, что на самом деле в Европе в бензин добавляется не биоэтанол. Там он идет на нефтеперегонные заводы и из него изготовляется этилпредбутиловый эфир, который, в отличие от биоэтанола, не создает при смешивании с бензином никаких проблем. И все потому, что экологи Европы правильно поставили задачу. В Кременчуге у нас тоже была такая установка. «Применение биоэтанола — это не просто лить его в бензин. Из него нужно предварительно получить другие экологически чистые продукты, которые можно смешивать с бензином без вреда для экологии». Но тут к дискуссии подключился Косянчук. Получение соответствующей фракции, подчеркнул он, возможно только в процессе переработки нефти. Однако, учитывая, что переработка нефти в Украине практически уничтожена, этот эфир для нас недоступен. «Построить такую необходимую установку без работающей нефтепереработки невозможно», — утверждает глава ассоциации. Теперь слово за Минэнергоугля, руководство которого не раз грозилось реанимировать потерянную Украиной отрасль.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ