Проект «Общество независимых» — это возвращение уникальной художественной коллекции, которая была вывезена с Украины одесситом Яковом Переменом в 1919 году. Как рассказали «Дню» организаторы выставки, благодаря совместной работе искусствоведов и коллекционеров она получила шанс на новую жизнь. Напомним, весной 2010 года часть бывшей коллекции Перемена (это 86 произведений живописи и графики) была выставлена на аукционе Sotheby’s и приобретена международным фондом «Украинский авангард». Первая презентация коллекции состоялась в Нью-Йорке (США) в прошлом году, а теперь ее увидит украинский зритель в стенах НХМУ.
Одесское объединение молодых художников «Общество независимых» в начале ХХ века осуществило переворот в художественном мире. Теофил Фраерман, Амшей Нюренберг, Исаак Малик, Михаил Гершенфельд, Израиль Мексин, Сигизмунд Олесевич, Сандро Фазини — последователи Сезанна и Матисса, кубистов и фовистов. Они одними из первых постигли формы и грани авангардных направлений искусства и составили достойную оппозицию традиционной живописи «Общества южнороссийских художников».
«ПОРТРЕТ САНДРО ФАЗИНИ» СИГИЗМУНДА ОЛЕСЕВИЧА, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1917 г. / ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ПРЕСС-СЛУЖБОЙ НХМУ
— Без одесского «Общества независимых» представление о культурной жизни Украины начала ХХ века было бы неполным, — счтает директор Национального художественного музея Украины Мария Задорожная. — Картины, пронизанные жизнью, чувственностью, свободой, были приобретены коллекционером, общественным деятелем Яковом Переменом и вывезенные в Палестину, подальше от уничтожения и преследований. Перемен не просто спас произведения своих талантливых современников, первых украинских авангардистов, а создал коллекцию, которая свидетельствовала о европейском движении в художественной жизни Украины!
Выставка «Общество независимых» является совместным творческим проектом НХМУ, Еврейской Конфедерации Украины, Фонда «Украинский авангард» и осуществляется при поддержке Посольства Израиля в Украине и посвящена 65-летию независимости государства Израиль.