Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пестрая команда Бидзины

В Грузии утвердили состав нового правительства
26 октября, 2012 - 12:52
ФОТО РЕЙТЕР
РАБОЧЕЕ МЕСТО ГРУЗИНСКОГО ДЕПУТАТА: ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С СИСТЕМОЙ ГОЛОСОВАНИЯ, КОНСТИТУЦИЯ ГРУЗИИ, ЗАКОНОПРОЕКТЫ, И НИЧЕГО ЛИШНЕГО! / ФОТО РЕЙТЕР
СОТРУДНИКИ ТЕЛЕКАНАЛА «ПЕРВЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАВКАЗСКИЙ» («ПИК») ТРЕБУЮТ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ВЕЩАНИЯ / ФОТО РЕЙТЕР

Вчера новоизбранный парламент Грузии 88 голосами против 54 утвердил новый состав правительства под руководством миллиардера Бидзины Иванишвили. В частности, министром обороны и вице-премьером стал Ираклий Аласания, министром энергетики — Каха Каладзе, министром финансов — Нодар Хадури. МВД возглавил Ираклий Гарибашвили, МИД — Майя Панджикидзе.

Новоизбранный премьер изложил основные положения программы деятельности нового правительства под названием «Для сильной, демократической, единой Грузии». В частности, он сказал, что правительство «сделает все для утверждения верховенства закона, для недопущения преследования по политическим мотивам, позаботится о развитии демократических институтов, искоренении элитарной коррупции, деполитизации правоохранительных органов».

По словам Иванишвили, «правительство примет конкретные эффективные меры по преодолению безработицы и бедности, по развитию малого и среднего бизнеса и сельского хозяйства, по защите прав на частную собственность, создания достойных условий населения». Иванишвили отметил, что «одной из важнейших задач правительства является доступность здравоохранения и образования для каждого жителя страны», цитируют его СМИ.

Премьер-министр Иванишвили выступает одновременно и за нормализацию отношений с Россией, и за дальнейшее объединение с ЕС и НАТО. Представляя вчера в грузинском парламенте программу «Для сильной, демократической, единой Грузии», он отметил: приоритетом для него является евроинтеграция.

Ранее Иванишвили призвал новое правительство не красть деньги у грузин. А если «кто-то столкнется с какими-то личными семейными проблемами, пусть придет к нему, и он поможет другими путями». Вот только собрался ли он платить чиновникам из своего кармана, не совсем ясно.

В то же время он заявил, что не собирается долго задерживаться во власти. «Через полтора года я уйду из политики, но не покину Грузию», — отметил Иванишвили.

Правительство будет состоять из 19 министров, среди которых — четыре женщины. Нельзя не обратить внимания на то, что в его состав вошел бывший футболист Каха Каладзе, которого украинцы знают по «Динамо» и который вместе с Андреем Шевченко также играл в итальянском «Милане». А вот министерства труда, здравоохранения и социальной защиты, а также сельского хозяйства возглавят министры, входившие в правительство бывшего президента Грузии Эдуарда Шеварнадзе.

«День» обратился к грузинским экспертам — политологу Гие НОДИИ и главному редактору газеты «Резонанс» Лаше ТУГУШИ — и попросил их прокомментировать назначенный грузинским миллиардером кабинет министров.

Гия НОДИА: — Это очень пестрый состав правительства. Туда входят люди, которые имеют определенный политический опыт, люди, которые не известны публике, и некоторые из них вообще не имеют никакого административного опыта. Но сейчас много неясностей — как и в каком направлении поведет страну новое правительство. Перед выборами они давали широкие социальные обещания, но сейчас подчеркивают, что не указывали конкретных сроков их исполнения. Поэтому возможно, что их деятельность приведет к некоторой фрустрации населения, поскольку многие ожидают быстрого повышения пенсии, медицинской страховки и т.д.

Лаша ТУГУШИ: — Программа у нового правительства довольно интересная. Ее поддержало большинство населения Грузии. Естественно, какие-то мнения высказывать рано, поскольку они только начали свою работу.

В новое правительство также вошли люди с новыми идеями. Например, министр юстиции, которая хочет изменить и реформировать систему в лучшую сторону. Очень интересный министр реинтеграции. Нескольких министров из нового кабинета мы знаем по их политической деятельности. Пока что настроение оптимистическое и обнадеживающее. Это не значит, что не будет критических замечаний или общественные организации и медиа решили, что мы уже в раю.

— В последние дни звучит очень много заявлений Иванишвили. Одно из них касается того, что новое правительство ни в коем случае не должно красть. Второе касается того, что он оставит политику через полтора года...

Г.Н.: — Это достаточно необыкновенные заявления. Многим наблюдателям и сам Иванишвили кажется странной фигурой. Что касается того, что он уйдет через полтора года, — это он повторяет постоянно. В начале своего прихода в политику он заявил, что придет на два года, но потом даже сократил этот срок. В беседах он часто говорит, что не любит политику и не хочет ею заниматься. Естественно, это вызывает недоумение: почему же он тогда в нее пришел и взял на себя такие широкие обязательства? Странно звучит и то, что он собирается платить высшим чиновникам из своих денег. Такое поведение скорее напоминает феодала из средневековья, чем современного конституционного правителя. Борьба с коррупцией — задача любого государства, но для этого должны быть конституционные и правовые механизмы, а не личный карман премьер-министра.

— Как бы вы прокомментировали назначение на пост министра футболиста Каладзе — человека, который до недавнего времени был вне политики? И как в Грузии отнеслись к тому, что в новом правительстве будет два министра времен Шеварнадзе?

Г.Н.: — Большинство населения оценивает назначение Каладзе негативно, поскольку он не имеет никакого политического опыта. К этому добавилось то, что его бизнес связан с энергетикой, в частности со строительством гидроэлектростанций, — это дополнительный источник скандала.

Назначение министров времен Шеварнадзе — тоже противоречивые. Даже сторонники Иванишвили, которых сегодня большинство, негативно относятся к этим назначениям. Хотя есть и другие люди, которые не принимали Саакашвили-реформатора, — это старшее поколение, которому нравится выход из его тени этих политиков.

Л.Т.: — Каладзе — новый человек в политике. Но это не технократическое правительство. Некоторые из тех, кто вошел в это правительство, имеют определенный опыт в конкретной сфере. Министры финансов, экономики, образования, к примеру. У нас также возникали вопросы в отношении некоторых кандидатур, в том числе и Каладзе, но там есть профессиональные кадры. Возможно, это и рискованный ход, но премьеру виднее. Если Каладзе не сможет управиться, проблем с его заменой не будет. Говоря о министрах времен Шеварнадзе, стоить отметить, что министром юстиции при нем был Саакашвили, и мы не должны так жестко разделять, кто когда родился. У нас маленькая страна, и у нас нет больших ресурсов. Если человек был при Шеварнадзе и у него нет за спиной криминальных, коррупционных дел, то его кандидатура вполне возможна. Я так трагически не смотрю на это.

— В последнее время очень часто критикуют Саакашвили. Поговаривают даже о суде над ним. На днях уже кандидат в министры иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе обвинила власти Саакашвили в больших уступках России, но при этом Грузия ничего не получила взамен...

Г.Н.: — То, что она сказала, — обычный политический спор. Она не права. То, что Грузия установила безвизовый режим для граждан России, — не уступка. Наоборот, это привлекло больше российских туристов, а это важно для экономики Грузии. Что касается суда над Саакашвили, такие настроения очень сильны в бывшей оппозиционной среде. Это вызывает серьезное беспокойство международного сообщества. Высшие чины — Иванишвили, будущий министр юстиции — говорят, что все будет в рамках правовых механизмов и т.д. Но поскольку степень независимости судов стоит под вопросом, существует опасность, что любые правовые действия могут быть политизированы и использованы как средство давления на оппозицию.

Л.Т.: — Он будет на посту президента еще до октября следующего года. Многое было сказано насчет того, что не будет политического реванша, — это касается и президента Грузии. Нельзя менять ту позицию, с которой пришла новая власть. Надо быть последовательным в этом вопросе. Что касается каких-то должностных лиц, которые допустили какие-то криминальные вещи, вспомнить хотя бы недавний «тюремный» скандал. Власть Саакашвили провела некоторые аресты. Однако в обществе есть много вопросов, и в новом парламенте создадут специальную комиссию, которая проведет расследование на счет нарушений закона в тюрьмах. Если обнаружится, что в этом замешаны власти, прокуратура и суд примут объективное решение.

— Сейчас поступают сообщения о прекращении вещания телеканала «ПИК». Бытует версия, что это связано со сменой правительства, поскольку этот канал создавался как «рупор Саакашвили». А что вы скажете по этому поводу?

Г.Н.: — Это однозначно связано. Не понятно, куда делись деньги, которые были предназначены для деятельности телеканала, поскольку он был связан с общественным телевидением. К сожалению, никто не объяснил толком, почему раньше была возможна работа «ПИК», а сейчас это стало проблематичным.

Л.Т.: — Не думаю, что это связано со сменой правительства. Ни журналисты «ПИК», ни руководство общественного телевещания не говорят об этом. Там возникли проблемы внутреннего характера, и этот вопрос сейчас очень активно обсуждается. Поэтому здесь, на мой взгляд, нет никакой политической подоплеки. Насколько я знаю, эти проблемы касаются технических вещей, нарушения внутреннего договора и т.д. Надеюсь, что они решатся. Недавно состоялось выступление обеих сторон. Кроме того, все заинтересованы в решении этих проблем.

Игорь САМОКИШ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ