Нынче миновало 25 лет с тех пор, как не стало выдающегося художника. Валентин Задорожный — человек необычной судьбы и огромной творческой мощи, оставил прекрасные работы в монументально-декоративном жанре. Для многих это было очевидным еще при жизни Валентина Феодосиевича, но не зря говорят: большое видится на расстоянии. С расстояния этих 25 лет можно говорить об актуальности его творческого наследия.
Расцвело монументально-декоративное искусство в Украине в 1960 — 1980 гг. Тогда, в сущности, началась вторая волна украинского возрождения. Первая выпала на времена украинизации 1920-х. Мы помним: после уничтожения школы монументального искусства Михаила Бойчука и физического уничтожения его самого и его учеников (а те, которые выжили, были разбросаны по свету), художественный процесс был нивелирован. Украинское изобразительное искусство при господствующей идеологеме соцреализма развивалось только в одном русле — станковом. Однако, несмотря на разрушение и нивелировку, непрерывная нить школы великого Учителя сохранилась у авторитетных людей — Степана Кириченко, Григория Довженко, Владимира Бондаренко, к которым присоединился младший Иван Литовченко — они держали непрерывную связь с идеями, которыми жил Михаил Бойчук и его школа (само же имя Бойчука было под табу и вообще изъято из истории украинского искусства). В кругу тех художников, к которым присоединилась и творческая молодежь, в конце 1950-х — начале 1960-х вызрела идея секции монументально-декоративного искусства. Это были люди, которые мыслили национальной формой, помнили свои истоки. Вместе с тем они искали адекватные пластические формы для реализации своих замыслов, новейшие материалы и своим искусством хотели влиять на социум, а не оставаться в рамках станковой картины, которая, ко всему прочему, жестко контролировалась выставочными советами и цензурой, как и соответствующими структурами, определявшими лояльность или нелояльность произведения к господствующей системе.
Надо отметить, что в Киевском художественном институте до середины 1960-х монументального отделения не существовало. Ведь это специфическое образование — оно отличается своими пластическими средствами, технологиями. И вот в монументально-декоративное искусство пришло поколение неофитов, за плечами которого был пережитый Голодомор, репрессии, ужас Второй мировой войны. Поколение это прошло суровую закалку и сохранило чистоту и альтруистическое отношение к искусству. Среди художников станковой живописи, которые уже заявили о себе, имели авторитет и могли идти проторенным путем, — Алла Горская, Виктор Зарецкий, Афанасий Заливаха, Николай Стороженко, Людмила Семыкина, Галина Севрук, Вениамин Кушнир, Ада Рыбачук, Владимир Мельниченко. Но они включились в активную общественную жизнь (Клуб творческой молодежи), а часть из них — в создание секции монументально-декоративного искусства при Союзе художников Украины.
Иван-Валентин Задорожный в то время — успешный, благополучный художник, уже имел почетное звание, был членом правления СХУ. По предложению своих коллег Николая Стороженко и Вениамина Кушнира неожиданно для многих он приобщается к монументалистам. Но в этом его выборе можно увидеть глубинное содержание — ведь формировалась секция единомышленников.
«ЮРИЙ КОНДРАТЮК». 1982 р.
Жизнь Задорожного была полна драматизма: ранняя смерть матери, в 1932-м отец его, едва живого, привез в Киев и спас от голодной смерти. Одиннадцатилетний парнишка ночевал между колоннами дома на Малой Житомирской, в конце концов его приютили добрые люди. С 1937 по 1939 гг. он учится в Республиканской средней художественной школе (теперь всем известное здание Исторического музея Украины). По воспоминаниям его одноклассников, часто Задорожный не шел спать, а работал до утра, изрисовывая кипы бумаги, проявляя свою фанатичную любовь к творчеству.
Потом воевал на фронте Второй мировой — был разведчиком (старшина первой статьи 68-й морской стрелецкой бригады). Попадал и в очень опасные ситуации: его могли отправить в лагеря ГУЛАГа и даже расстрелять за то, что однажды он подобрал антисталинскую немецкую агитационную листовку, которую не выбросил и которую у него изъяли). Вернувшись с войны возмужавшим мужчиной, он учится в Художественном институте, в мастерской Константина Елевы и Анатоля Петрицкого. В аспирантуре разрабатывает историческую тематику, пишет полотно «Богдан Хмельницкий оставляет в залог крымскому хану своего сына Тимоша». С тех пор украинская история становится сквозным мотивом его творчества.
Сформированный и признанный художник приобщается к секции монументалистов — в 1966-ом становится заместителем председателя секции. Этот период представлен знаковыми в его творчестве работами, свидетельствующими о его стилевой трансформации. Среди них — известное произведение, вошедшее в историю украинского искусства, «На месте прошлых боев» («Мои земляки», 1964 г.). Время появления этого произведения — время творческого взрыва и в украинском кино (появление фильмов «Сон» Владимира Денисенко и «Тени забытых предков» Сергея Параджанова). Задорожный решительно порывает с принципами соцреализма и принятыми клише в изображении человека труда со счастливой улыбкой «на благо Отчизны». У Задорожного идея непобедимости народа выражается с максимальной обобщенностью образов как эпическая парсуна. Люди на полотне являются олицетворением земли, они укоренены в ней. В их образах — драматизм пережитого, надежды на будущее. В них нет псевдокрасивости, в них — красота души. Из этого ряда можно вспомнить полотна «Садам цвести», «Бабушка Нила».
«ОДИНОЧЕСТВО». 1983 г.
В 1974 г. произошло событие, которое можно назвать катарсисом самоочищения: художник сжигает свои станковые работы периода реализма. Для нас такой поступок кажется непостижимым, ведь это были замечательные профессиональные произведения. Но это честность творца, который до самоотречения служит своей Музе.
С тех пор по его замыслу реализованы уникальные объекты, ставшие славой украинского искусства. Среди этих произведений — витражи: «Наша пісня, наша слава» (150 кв. м) во Дворце культуры им. Петровского в Кременчуге на Полтавщине, «Намисто» (70 кв. м) в селе Калита Броварского района на Киевщине, «Люди, бережіть землю!» во Дворце культуры шинного завода в Белой Церкви, мозаики: «Ой ти, зіронько, ти вечірняя» во Дворце культуры в селе Калита Броварского района на Киевщине, резьба по дереву «Мелодія дружби» во Дворце культуры в Павлограде на Днепропетровщине, панно «Скіфія» (40 кв. м) в мотеле-кемпинге «Пролисок» под Киевом.
В 1976—1982 гг. Задорожный оформляет зал «Братина» в гостинице «Лыбидь» в Киеве, который является уникальным примером синтеза, когда в одном объекте художник разрешает пространственную ситуацию интерьера и экстерьера как целостной структуры, соединив монументальную скульптуру, гобелен, витраж, энкаустику и разработку авторской мебели. Для этого комплекса он создает «Славянские мифические образы». Автор провел чрезвычайно кропотливую работу, углубившись в древнеукраинскую мифологию, в какой-то степени воспроизведя пантеон языческих богов. Он нашел уникальный пластичный язык для этих скульптур, вызывая доверие к увиденному, убеждая, что именно такими они должны быть. Это сила превращения — художник не делает реконструкцию археологических артефактов, а через художественное виденье и интуицию создает образы, работающие на матрицу памяти. В этот комплекс входят уникальный гобелен «Кий», энкаустический фриз «Слава на світі най сонцю буде, а мир на землі вам, добрії люди!».
Однако судьба этого комплекса трагическая — он стал жертвой современного вандализма.
В 1988 г. мастер отошел в вечность и буквально через несколько лет этот объект целенаправленно уничтожили. Новые владельцы гостиницы «Лыбидь» выбросили из своего помещения уникальные произведения художника. Только благодаря подвижничеству семьи, его друзей и коллег они перешли на сбережение в Национальный университет «Киево-Могилянская академия»: гобелен «Кий» расположен в вестибюле Культурно-художественного центра, станковые работы и эскизы к монументальным произведениям представлены там же, в комнате-музее В. Задорожного «Хата». К сожалению, деревянные скульптуры богов под действием времени неумолимо разрушаются и нуждаются в реставрации, а для этого необходимы средства инвесторов.
В Союзе художников Украины и, в частности, бюро секции монументалистов Валентин Задорожний был харизматической личностью со всеми признаками лидера, который умел отстаивать свою позицию на любом уровне. А это была позиция защиты высокой культуры монументального искусства, которое брало свои истоки в школе Бойчука, мозаиках и фресках Киевской Руси, народном искусстве, и которое вобрало в себя все самое лучшее из сокровищницы мирового искусства — античности, Средневековья, модернизма ХХ века.
На вечере памяти его друзья и коллеги (Владимир Пасивенко, Василий Андрияшко, Владимир Прядка, Александр Мельник, Александр Фисун) вспоминали, что непосредственным учителем он не был, но имел талант организатора, помогая молодым коллегам творчески раскрыть свой талант.
Сегодня творческое наследие Ивана-Валентина Задорожного не теряет своей актуальности, ведь его искусство оперирует категориями вечности, а на биеннале исторической живописи «Украина от Триполья до современности» его работы — самые современные!