В телевизионном диалоге с оппозицией, который проходил практически одновременно с началом протестного Евромайдана в Киеве, премьер-министр Украины Николай Азаров сделал ставку на смягчение российской позиции по вопросу газовых цен и, соответственно, пересмотр газовых контрактов от 2009 года. «Сейчас такое обещание (пересмотреть контракты), по большому счету, есть», — сказал он в интервью одному из телеканалов.
Однако вчера, т.е. уже на следующий день, официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил в комментарии Русской службе Би-Би-Си, что со стороны российской компании пересмотра газовых соглашений с Украиной не будет. По его словам, кто же обещал определенные новые условия главе украинского правительства Николаю Азарову, надо спрашивать у самого Азарова. «Мы это не комментируем», — сказал он.
Мы могли бы предположить, что российский газовый чиновник просто не в курсе тех переговоров, который шли в режиме тэт-а-тэт на властных вершинах двух стран. Но в тот же день, когда Азаров говорил о российских обещаниях «по большому счету», на территории Сербии с большой помпой началось строительство газопровода «Южный поток». Его планируется проложить в обход Украины и вопреки ее мнению, что «братской» России вместо строительства новых дорогостоящих газопроводов (стоимость «Южного потока» составит 16 млрд. евро), следовало бы вложить средства в ремонт украинской ГТС.
«Проект имеет стратегическое значение для всей Европы. Новая трансевропейская газотранспортная система снимет актуальную проблему транзитных рисков и обеспечит бесперебойное снабжение российским газом десятков тысяч европейских потребителей», — сказал на торжествах глава «Газпрома» Алексей Миллер. Он убеждает Европу, что «Южный поток» положительно изменит энергетическую карту континента и станет неотъемлемым элементом системы энергобезопасности Европейского союза.
Но почему Миллер ничего не говорит об Украине? Не потому ли, что она поверила каким-то не сформулированным и не подписанным российским обещаниям, по сути, обманула и рассердила Европу, отказавшись от Соглашения об Ассоциации, и теперь ее, лишившуюся поддержки, можно, как говорится, сбросить со счетов?
Что вообще могло входить в обещанный Украине пакет благотворительности со стороны России? О газовых контрактах и цене газа мы уже знаем. Сделанное Арсением Яценюком предположение об обещанной финансовой помощи в размере $20 миллиардов, Азаров с гневом опроверг. Но может быть, наш премьер надеется на Соглашение о свободном доступе к трубопроводному транспорту, разработка которого предусмотрена Договором о зоне свободной торговли в рамках СНГ? Да, в случае подписания такого документа, Украина могла бы надеяться на туркменский газ, причем как для отечественных потребителей, так и для поставки в страны Евросоюза. В этом случае наша страна могла бы сохранить за собой и звание крупнейшего газового транзитера, и свою роль в европейской политике. Но большой вопрос, будет ли это соглашение когда-нибудь подписано. К сожалению, наш премьер был уже не раз замечен в желании пробежаться впереди паровоза... Кто же поверит, что россияне когда-нибудь кого-нибудь добровольно впустят на рынок, который считают своим?
Что думает о такой практике бывший уполномоченный Президента Украины по международным энергетическим вопросам Богдан Соколовский?
«Это очень интересно, что они в «Газпроме не знают, с кем договаривался Азаров, в какой подворотне и что ему наобещали. А обходные маршруты задумывались еще тогда, когда Азаров был министром финансов и с тех пор этот вопрос медленно, но настойчиво продвигается. Что касается снижения цен на газ, то для этого Россия должна бы получить взамен что-то такое, что перекроет сегодняшние сверхприбыли от завышенной цены. Они готовили этот контракт, пробивали его ценой определенных собственных потерь, в первую очередь имиджевых, и смотрели далеко вперед, оценивали перспективы сокращения их присутствия на газовом рынке Европы. Азаров может говорить что угодно, и это ему в последнее время сходит с рук. Россияне четко и ясно дали всем понять, что они не согласны с третьим энергопакетом, разработанным в Евросоюзе по нашему примеру (мы еще в 2008 году предложили Евросообществу свободный доступ к трубе). Я думаю, что Азаров в этих деталях не разбирается и ни на что не надеется. Он говорит о каких-то обещаниях только для того, чтобы заполнить информационный вакуум и оправдать свое существование в качестве премьер-министра»...