Продолжение. Начало «День» № 207, 211
Статья эта была написана в конце октября. В ноябре две первые ее части вышли в «Дне». А потом пошли бурные события, появился Евромайдан... И теоретические проблемы на время отодвинулись на второй план. Мы писали остроактуальными статьи, не настаивая на завершении публикации нашей разведки об украинской идентичности. Но запросы участников акций протеста меняются: сегодня они стремятся уяснить, как должна развиваться страна. Поэтому статья снова актуальна.
Сегодня в интеллектуальной среде страны отсутствует, так сказать, «формула украинской идентичности», причем не только общепринятая, а даже доминирующая (и достаточно эффективная как теоретический и практический инструмент). Даже более того: в среде интеллектуалов есть ряд взаимоисключающих проектов построения оптимальной украинской идентичности (от концепции о целесообразности закрепления имеющихся уже сейчас тенденций формирования нескольких украинских наций в одном федеративном/конфедеративном государстве до идеи консолидации этнической нации, в которой не будет места «чужим» и которая априори будет иметь господствующие позиции во всех областях политической, экономической и культурной жизни). Негативную роль играет также ориентация значительной части публичных интеллектуалов на модные леволиберальные западные модели идентичности, которые на практике потерпели фиаско на самом Западе. При таких обстоятельствах не удивительно, что среди молодых ученых и ІТ-специалистов доминируют установки на эмиграцию, по крайней мере временную, поскольку они не видят своего будущего в стране без определенных (хотя бы на уровне национального проекта) перспектив. А без этих слоев молодежи невозможно формирование эффективной национальной управленческой элиты.
♦ То, что предлагаем мы в качестве ответов на вызовы проблематики достройки и перестройки современной украинской идентичности — это наша собственная позиция, за обоснованность и направленность которой отвечаем мы сами. А в то же время речь идет о призыве к публичной дискуссии по всему объему заявленной проблематики. Ведь Украина до сих пор не оторвалась от советско-имперской матрицы, более того, многие политики и государственные руководители сознательно культивируют это прошлое и спекулируют на нем, способствуя пребыванию миллионов украинцев в состоянии вечного «совка».
Антитезисом этому является коренная десоветизация и дерусификация украинского общества как долгосрочная национальная стратегия Украины. Не вина Украины, что ее колонизация проходила в российских национальных формах, как перед тем в польских. На День Независимости социопсихолог Олег Покальчук на 5-м телеканале спросил: почему мы боимся сказать, от кого независимость, и ответить — от России? А десоветизация и дерусификация Украины — языковая, культурная, институциональная, геополитическая и ментальная — это называется украинизацией. Без украинизации Украина навсегда останется обломком империи, несмотря на формальный суверенитет. Альтернативой украинизации (как это все более заметно после принятия закона Кивалова — Колесниченко) является тотальная, последовательная и безжалостная русификация, не только языковая, но и ментальная и политическая, что сначала приведет к превращению Украины в протекторат Кремля, а вскоре — к полной инкорпорации. Поэтому украинизация — это категорический императив, можно и нужно спорить о методах и сроках украинизации, то есть (до) формировании современной украинской идентичности, однако, считаем мы, ее необходимость несомненна. Кстати, определенные сепаратистские эксцессы на юге и востоке нашей страны являются следствием вовсе не избыточной украинизации, а почти полного отсутствия таковой.
♦ Следовательно: если говорить речь о желательном состоянии страны через десять лет после президентских и муниципальных выборов 2015 года, то коротко оно может быть описано так. В Украине до двух третей граждан — реально украиноязычные в повседневной жизни, украинский язык считают родным 70—75%. Поддержка независимости, по данным социологов, достигает 80—85%; число ее противников снизилось до 10—15%. Радикальные исламисты в Крыму сведены до нескольких маргинальных (полу)подпольных групп, пророссийские организации имеют поддержку меньшинства этнических россиян полуострова. Практически остановлена эмиграция молодых и зрелых ученых и ІТ-специалистов. Доступ к целостной украинской культуре, а прежде всего через ее посредничество — и к мировой — обеспечивается всесторонним развитием интернета, полной оцифровкой всех энциклопедий, словарей, справочных изданий, классических и современных художественных, культурологических и научных книг и журналов (в том числе переводов); причем доступ ко всему этому преимущественно бесплатен. Созданы сети книжных магазинов на уровне всех райцентров, поддерживается выход «толстых» журналов и «серьезных» электронных изданий. На телевидении реальный национальный продукт (не общий с Россией, а собственный) составляет по меньшей мере 50%, украиноязычная продукция на общенациональных теле- и радиоканалах — 3/4. Так же и в кинопрокате; ежегодно появляется не менее десятка коммерчески привлекательных украинских лент для массового зрителя, а также несколько элитарных (это не считая всех других — неудачных, без которых не обойтись, экспериментально дебютных и т.п.). Информационное пространство становится в достаточной степени целостным, то есть все украинское можно смотреть и читать по всей Украине без особого напряжения. Иначе говоря, реализована афористичная и точная формула академика Дзюбы, выраженная им четверть века назад: «Национальная культура как целостность».
Внутренние коммуникации страны развиты в достаточной степени, воплощены инфраструктурные проекты; украинцы имеют возможность путешествовать по своей стране, поддерживается внутренний туризм (и прежде всего — для школьников и студентов), обмены студентами между вузами, которые постепенно приобретают автономию. Воплощаются за пределами Украины проекты (создание украиноведческих центров в ведущих вузах Европы, Америки и Азии), электронные и печатные издания, рассчитанные, в частности, и на зарубежные читательские группы (прежде всего преподавателей и студентов), поддержка государством и меценатами украинских культурных проектов в мире приводит к тому, что украинцев «узнают» в мире, что их идентифицируют за рубежом. И, наконец, происходит выделение южнорусской субэтнической группы, которая имеет украинскую политическую и частично культурную идентичность, хотя языком повседневного общения и частично культурной деятельности для нее является русский, причем такое выделение в известной мере захватывает и некоторые (в основном приграничные) регионы Российской Федерации. Что же касается крымских татар, относительно которых действуют специальные государственные и международные программы развития культуры, то доминирующим языком крымскотатарской молодежи становится собственный национальный язык, а второй — украинский.
♦ Чтобы достичь такого состояния, необходимо отдавать себе отчет, что политическая, экономическая и культурная жизнь Украины разворачивается в условиях неоколониального давления на нее со стороны бывшей метрополии, которая не отказалась от империалистической политики и лидер которой откровенно называет тоталитарный СССР «самой большой геополитической катастрофой ХХ века». Противодействие этому давлению и этим намерениям требует создания соответствующих организационных форм и «интеллектуальной мобилизации» экспертного сообщества. При этом должна идти речь об осуществлении коренной десоветизации украинского общества как долгосрочной национальной стратегии Украины; отвоевание национального информационного пространства Украины, прекращение ситуации, когда якобы украинские СМИ способствуют расколу и центробежным интересам в стране, должны превращаться в конкретные действия.
Следует исходить из того, что в постколониальном и посттоталитарном социуме роль государства и общественных организаций национально-демократического направления значительно более весома, чем в уже устоявшихся европейских демократиях. Речь идет о временном акценте на регулирующей роли государственных и общественных структур, например в Западной Германии времен денацификации. В то же время при планировании каждой акции следует исходить из того, что европеизация всех областей жизни Украины является одновременно ее десоветизацией и деколонизацией, однако такая европеизация не может внедряться «в лоб», сразу в своих зрелых формах, поскольку будет отторгаться значительной частью общества, в которой господствуют советские стереотипы.
А теперь о конкретных мерах с разбивкой по годам, которые мы предлагаем осуществить той команде власти, которая придет после выборов 2015 года.
♦ В первую очередь нужны немедленные коренные изменения в центральных аппаратах Минкульта и Минобразования, коррекция и отмена самых одиозных программ и распоряжений, которые провоцируют ментальный раскол Украины.
Медиапространство современной Украины, в первую очередь телевидение, не работает на национальную консолидацию Украины. Даже те телеканалы, которые пытались удовлетворять интерес к национальной истории и культуре, чувствуют острый дефицит украинской исторической и культурологической документалистики. Следует в 2015 году реанимировать или создать в Киеве студии научно-популярных и документальных фильмов, обеспечив их государственными заказами под определенные программы. Иначе интерес граждан Украины к собственной истории будут удовлетворять сериалы соседних стран в соответствующем контексте.
В связи с тем, что треть украинцев никогда не выезжала за пределы своей области, а географическая немобильность существенно ограничивает мобильность социальную, политическую и духовную, способствует отсталости и ретроградству, неправильным представлением о других регионах Украины, следует в 2015 году принять программу совершенствования системы внутренних транспортных сообщений Украины с целью улучшения общения между разными регионами Украины, в частности через строительство сквозных стратегических магистралей (железнодорожных и шоссейных) скоростного сообщения в направлениях Восток — Запад, Север — Юг. Составляющей программы должно стать нахождение ресурсов удешевления поездок, а также содействие разнообразным формам внутреннего туризма.
♦ В 2015 году проводится «ревизия» государственных праздников Украины с целью их упорядочения и десоветизации. Праздничными и выходными днями должны быть: 1 января — Новый год; 7 января — Рождество Христово; 22 января — День соборности; 8 марта — Международный день борьбы за права женщин; 1 мая — Международный день труда; 9 мая — День памяти и примирения; 28 июня — День Конституции; 24 августа — День обретения независимости, 14 октября — День защитника Отчизны. Это — определенный компромиссный вариант, в котором учтены как международная практика и рекомендации ООН (скажем, относительно названия праздника 9 мая), так и национальные традиции (скажем, 1 мая на украинских землях отмечалось еще в 1890 году, сразу после его установления; речь идет только о дебольшевизации 8 Марта и 1 Мая — так, как в Германии провели денацификацию Первомая). А 23 февраля должен быть превращен в день ветеранов Советской армии и выведен за пределы образовательной системы и официальных учреждений. Что же касается празднования «основания» городов Украины Екатериной ІІ — Днепропетровска, Одессы, Севастополя и т.п. — то можно оставить это празднование/непразднование на решение местных властей и общин, но параллельно на государственном уровне должны отмечаться реальные даты основания этих городов, доказанные наукой, и чествоваться их реальные исторические основатели.
♦ В 2015 року начинается подготовительный период, а в 2017 году проводится всеукраинская ликвидация тоталитарных памятников, символов и топонимов. Те памятники, которые имеют художественную ценность, например Артему, переносятся для экспонирования в специально созданный музей под открытым небом. Это мероприятие не касается памятников павшим воинам, партизанам, подпольщикам и т.п., в том числе и таким неоднозначным фигурам, как генерал Ватутин.
В 2015 году восстанавливается изъятая действующей властью из интернета Книга памяти Украины, где собрана самая полная и правдивая информация об украинских потерях на всех театрах боевых действий Второй мировой войны (5 млн биографических данных о погибших из 6 млн тех, чьи фамилии и имена известны).
♦ В 2015 году начинается действие общегосударственной программы оцифровки украинской классической и современной художественной и научной литературы, журналов, музыкальных произведений, архивных материалов и тому подобное. На первом этапе оцифровке и размещению в интернете со свободным доступом к ним подлежат словари, энциклопедии (как изданные в Украине, так и за ее пределами), произведения художественной, научно-популярной и научной литературы, право собственности на которые либо имеет государство, либо сроки собственности на которые истекли, либо владельцы которых добровольно отказались от своих прав. Также первоочередной оцифровке и размещению в интернете будут подвержены альманахи и «толстые» журнальные издания, опубликованные в Украине в 1920-х и в начале 1930-х годов, после 1988-го и доныне (речь будет идти о принятии соответствующих законодательных актов), а те книги и журналы, которые уже размещены в интернете, будут дублированы на специальных библиотечных ресурсах. Будут созданы и специальные ресурсы свободного доступа с кинофильмами, телепрограммами, другими видеоматериалами. На втором этапе — с 2017 года — будут созданы ресурсы платного доступа, где сосредоточатся все те культурные достояния, авторы или владельцы которых отказываются передать их в бесплатный доступ. В это же время создается видеотека лекций выдающихся украинских ученых с размещением в интернете. На третьем этапе (с 2020 года) разрабатываются на законодательном уровне и реализуются на практике программы размещения в интернете преимущественно со свободным, а также платным и комбинированным (для разных категорий пользователей) доступом всех произведений украинской культуры и науки, в том числе и того, что появляется в текущем году, с небольшим временным опозданием.
С 2015 года начинается (вос)создание сети книжных магазинов. Книжные магазины, принадлежащие украинским владельцам и торгующие преимущественно продукцией отечественных издательств (по меньшей мере, три четверти в целом или/и две трети украиноязычных), имеют установленные законом льготы в арендной плате (первые несколько лет — 1 гривня ежегодно) и относительно выбора места расположения. Что касается книжных магазинов в райцентрах и малых городках, то Министерством культуры будет разрешено (и будет поощряться) их открытие на базе существующих библиотек. Возможно налоговое поощрение — здесь следует провести эксперимент — для предпринимателей, которые будут создавать передвижные книжные автомагазины. С 2016 года запускаются программы поддержки закупки книжными магазинами периодики (прежде всего «толстых» журналов и еженедельников) и обновление библиотечных фондов.
Немедленная отмена закона Кивалова — Колесниченко будет открывать возможность возобновления языкового режима в государственных СМИ Украины (это в первую очередь касается Первого национального телеканала Украины). С 2015 года на законодательном уровне возобновляются требования к части украиноязычной и отечественной продукции на FM-радиостанциях; вводится требование к телеканалам, четко выписанное: телевидение в Украине должно иметь на экране реальный национальный продукт (не совместный с Россией или еще с кем-то, а собственный), который бы занимал по меньшей мере 1/2 объема; украиноязычная продукция на общенациональных теле- и радиоканалах должна составлять не менее 2/3, причем мультфильмы для детей подлежат 100% украиноязычному дубляжу. Постепенно общая доля повышается до трех четвертей, так же, как и доля продукта собственного производства. В 2015 году возобновляется обязательное дублирование иностранных кинофильмов на украинском языке. В 2017 году принимается законодательный пакет, призванный стимулировать выпуск украинских телесериалов и кинофильмов (налоговые льготы плюс квотные требования к продукции). В 2015 году начинается разработка, а с 2017 года внедрение украинизированных компьютерных программ и игр.
♦ Уже в 2015 году с целью коренной реформы образования создается объединение ведущих университетов с автономным статусом (сначала не более десяти) и проводится эксперимент по их автономизации. Потом каждые два-три года этот круг расширяется на несколько вузов, в то же время проводится сокращение неоправданно большого количества вузов Украины, что является чрезвычайно тяжелым грузом для государственного бюджета и профанацией идеи высшего образования. Там, где введен автономный статус вузов, возобновляются давние стандарты академической демократии, а ректоры выступают как представители соответствующих академических корпораций профессуры и студентов. Такая европеизация одновременно является и содержательной украинизацией системы образования, то есть интеграцией образованной молодежи страны на несоветской основе. А в перспективе речь идет об одном из средств создания национальной управленческой и интеллектуальной элиты.
l В 2015 году внедряется, а в 2016 году вводится в обязательную практику требование свободного владения (общение и чтение текстов) английским языком для государственных служащих первого и второго рангов. В 2020 году это требование будет распространено и на всех госслужащих 3—7 рангов. Параллельно проводится введение английского языка в системе высшего образования как второго после украинского. С 2020 года внедряются как экономические (доплата к пенсии за свободное владение английским и тому подобное), так и административные стимулы для широчайшего охватывания госслужащих всех рангов, преподавателей вузов и офицеров армии, внутренних войск и полиции владением английским языком.
2017 году внедряются государственные программы поддержки широкого спектра реализуемых за пределами Украины проектов (создание украиноведческих центров в ведущих вузах Европы, Америки и Азии, электронные и печатные издания, рассчитанные, в частности, и на зарубежные читательские группы, прежде всего, преподавателей и студентов). Стимулируется поддержка таких постоянных и художественных для культурничества временных проектов отечественным бизнесом.
♦ В 2015 году разрабатываются, а с 2016 года начинают воплощаться государственные программы, касающиеся крымскотатарского народа. Активнее, чем раньше, к участию в таких программах привлекаются международные структуры; одновременно спецслужбы должны предотвратить деятельность исламистских центров на Крымском полуострове и на других украинских территориях, прервать финансовые цепочки, подпитывающие местных исламистов. Стратегической целью при этом является обретение крымскотатарским народом четко определенной «двойной идентичности» — собственной на региональном уровне и украинской политически-культурной на государственном уровне. Система образования, книготорговля, масс-медиа, интернет и тому подобное должны до 2025 года сработать на то, чтобы доминирующими языками крымскотатарской молодежи стали собственный национальный язык, вторым — украинский, третьим — английский.
Так мы видим проблемы (до)формирования модерной украинской идентичности.
Сергей ГРАБОВСКИЙ, кандидат философских наук, лауреат Премии имени Джеймса Мейса
Игорь ЛОСЕВ, кандидат философских наук, лауреат Премии имени Джеймса Мейса