Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Образование — вопрос безопасности

15 января, 2014 - 11:51

В ноябре я впервые выступал в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций за последние 13 лет. Меня поразило, насколько отличается ныне настроение. В сентябре 2000 года мир казался совсем другим. Через десятилетие после падения Берлинской стены мы пытались четко очертить новый порядок безопасности. Естественно у нас были трудности. Но атмосфера была легкой, даже позитивной, когда мы обсуждали пути преодоления бедности в развивающихся странах.

В этот раз атмосфера была тяжелой. А первые дни 2014 года ухудшили ее еще больше. Просмотрите новости за любой день, и вы найдете сообщение об актах терроризма и жестокости, которые связаны с религиозными убеждениями. Некоторые из них осуществляются государственными лицами, некоторые — частными, но все без исключения  в контексте конфликта на основе расхождений в религиозных верованиях.

Это новая война двадцать первого века. И нам не удастся победить в ней, если не поборем причины, которые лежат в ее основе, и ее ужасные последствия.

Сегодня на пути, который протягивается от Дальнего Востока через Ближний Восток и до улиц городов Европы и Соединенных штатов, мы встречаемся с бедой, которая забирает жизнь невиновных людей, калечит общества и дестабилизирует страны. Это угроза, которая постоянно эволюционирует, растет и видоизменяется, чтобы противостоять нашей борьбе с ней.

Экстремисты, которые пропагандируют такое насилие, влияют на молодежь и прекрасно осознают силу образования, формального или неформального. Экстремисты вбивают в головы молодых людей веру в то, что каждый, у кого другая вера, является врагом, и не только их врагом, но и врагом Господа.

Понятно, что дебаты по поводу безопасности часто фокусируются на последствиях. После атаки государства немедленно обсуждают меры безопасности. Террористов преследуют. А затем мы возвращаемся к будничной жизни, пока не произойдет новое нападение.

Однако продолжительные изменения зависят от борьбы с глубинными причинами экстремизма. Естественно, политика играет здесь свою роль. А экстремисты всегда готовы воспользоваться политической обидой. Однако почва, в которую они бросают зерно ненависти, удобряется необразованностью.

Именно поэтому нам необходимо начать рассматривать образование как вопрос безопасности.

Экстремисты оправдывают убийства, осуществляя их во имя Бога. Это неприличное искажение истинной религиозной веры. Это опасно, учитывая вред, который они непосредственно наносят, и  разрушительное разделение в вере и сектантство, которые они воспитывают непрямыми методами. Любое убийство — это человеческая трагедия. А еще оно порождает цепную реакцию ярости и ненависти. В обществах, которые постоянно испытывают нападения экстремистов, появляется страх, который парализует нормальную жизнь и отталкивает людей друг от друга.

Глобализация усиливает и множит этот экстремизм. В ситуации без границ он может появиться, где угодно. Мы ныне более связаны, чем в любой другой период истории человечества, и все больше и больше людей контактируют с теми, кто отличается от них. Поэтому растет необходимость уважать ближнего своего, который отличается от нас, и в то же время растет и возможность идентифицировать его или ее как своего врага.

Это касается не только исламского экстремизма. Совершаются также акты терроризма, направленные против мусульман из-за их религии. Ныне появляются и фанатичные христиане, евреи, индусы и буддисты, которые искажают истинную природу своей веры.

Именно поэтому образование в двадцать первом веке это вопрос безопасности для всех нас. Сложность заключается в том, чтобы показать молодым людям, которые наиболее восприимчивы к призывам террористов, что существует лучший путь сделать так, чтобы тебя услышали, более осмысленный способ взаимодействия с миром.

Хорошая новость заключается в том, что мы знаем, как это сделать. Я могу привести свой Фонд Веры в качестве одного из примеров. Наша школьная программа стимулирует и налаживает межкультурный диалог среди учеников 12-17 лет во всем мире. Наша программа работает в более чем 20 странах мира, ученики одного класса  общаются с учениками другого через защищенный вебсайт под наблюдением опытных учителей.

На таких видеоконференциях ученики обсуждают глобальные вопросы, например, существование различных религиозных верований и взглядов. Они формируют навыки диалога, которые необходимы для предотвращения конфликта, путем разрушения религиозных и культурных стереотипов. Со школами бедных районов, у нас существуют специальные соглашения, потому что они не имеют доступа к Интернету.

Конечно, наша деятельность — это лишь капля в океане. Но теперь у нас есть опыт работы в более чем тысяче школ, свыше 50 000 учеников прошли наши курсы, мы работаем в различных странах, таких как Пакистан, Индия, США, Иордания, Египет, Канада, Италия, Филиппины и Индонезия. У меня есть привилегия собственными глазами увидеть, с какой легкостью эти ученики начинают воспринимать другие культуры, религии, верования, которые вдохновляют так много людей во всем мире.

Существует много других фантастических примеров такого вида работы. Но им недостает необходимых ресурсов, веса и признания.

Мы пытаемся мобилизоваться, чтобы побороть экстремизм. И мы должны действовать глобально. Правительства всех стран должны серьезно, со всей ответственностью, подойти к воспитанию молодых людей, научить их воспринимать и уважать людей другой веры и культуры.

Нет более важной задачи. Существует реальная угроза того, что религиозный конфликт заменит идеологическую борьбу прошлого века в равнозначной разрушительной форме.

Мы все должны показать людям, что наша идея намного лучше идеи экстремистов, и мы должны учиться друг у друга и жить в мире. Это должно стать самым главным пунктом образования молодежи.

Проект Синдикат специально для «Дня»

Тони БЛЭР — премьер-министр Великобритании в 1997—2007 гг., Специальный уполномоченный от «Ближневосточного квартета». После отставки он основал благотворительный Фонд Веры Тони Блэра и стал основоположником инициативы «Вера и Глобализация».

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ